Размер шрифта
-
+

Современные классики теории справедливой войны: М. Уолцер, Н. Фоушин, Б. Оренд, Дж. Макмахан - стр. 19

.

Амвросий Медиоланский внёс существенный вклад в развитие христианской доктрины справедливой войны (bellum justum), зафиксировав принципиальное для неё различение двух сфер ― ad bellum и in bello. Комплекс jus ad bellum (в переводе с латинского буквально ― «право на войну») и jus in bello («право во время войны») представляет собой набор правил, которые необходимо соблюдать, чтобы война получила статус справедливой. Фактически теория справедливой войны предполагает выделение в войне двух этапов: предвоенного и, собственно, военного. Каждому из них соответствуют свои нормы. Принципы ad bellum определяют условия вступления в войну ― на стадии, предшествующей силовой фазе развития конфликта, государству необходимо действовать в отношении своего противника сообразно предписаниям морали и права. Ключевым принципом jus ad bellum является принцип правого дела, определяющий причины, которые могут санкционировать применение военной силы. Задача jus ad bellum ― сократить число случаев, когда война становится допустимым способом решения конфликтов. Принципы in bello определяют допустимые способы ведения войны, запрещая применение тех или иных средств и ограничивая круг лиц, на которых можно нападать. Задача jus in bello ― минимизировать степень жестокости и снизить количество жертв войны. Обычно считается, что jus in bello предписывают нормы поведения каждому участнику войны, даже рядовому солдату, в то время как jus ad bellum признаются прерогативой лиц, наделённых политической или военной властью и обладающих полномочиями принимать решение о начале войны. Именно Амвросий Медиоланский заложил основы языка справедливой войны и мышления в рамках категорий ad bellum и in bello.

Как отмечает ведущий историк теории справедливой войны Джеймс Джонсон, ещё в большая заслуга Амвросия состоит в том, что он обосновал право христианина применять насилие для служения другим ― во имя политического сообщества, к которому они принадлежат[78]. В этом случае насилие не оказывается греховным. Ученик Амвросия ― Августин Аврелий ― синтезировал идеи своих предшественников и дополнил их рядом положений (о них будет сказано ниже), а также благодаря собственному авторитету способствовал укреплению и популяризации христианской доктрины справедливой войны.

Представления Августина о моральном обосновании применения военного насилия содержатся во фрагментах десятков его произведений. Дж. Мэттокс в своей монографии, посвящённой теории справедливой войны Августина, приводит список основных первоисточников, но даже его вряд ли можно считать исчерпывающим

Страница 19