Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации - стр. 37
В отличие от иных эго-ориентированных подходов к совладанию Хаан и Кроубер считают выделение совладания крайне необходимым как для изучения «нормативной модальности эго», так и для описания «рациональных, логических, продуктивных, разумных, цивилизованных, любящих, игровых и сензитивных аспектов проявления человеческого эго» (с. 36, 1977).
Совладание отличается от защиты и фрагментации по ряду существенных признаков: > во-первых, объективной ориентацией на реальную ситуацию, требующую разрешения;
> во-вторых, адекватностью восприятия причины и следствия, то есть неискаженностью логики событий и их последовательности;
> в-третьих, объективностью самооценки человека, включающей реалистичную оценку собственных интересов и потребностей;
> в-четвертых, компетентностью и свободой в принятии адекватного решения и его осуществления.
Относительно защиты и фрагментации совладание является «нормативной» модальностью, характеризующей жизнь и деятельность человека в качестве открытой системы, базирующейся на самопознании, самоактуализации, расширении личного опыта и поиске новизны. Тем не менее совладание не становится очередной ступенью развития человека, а является функциональным, продолжающимся и развивающимся процессом. Процесс совладания не следует отождествлять ни с успехом, ни с неудачей, поскольку он лишь описывает, каким образом человек достиг триумфа или потерпел поражение. Как пишет Хаан: «Объективные внешние обстоятельства оказывают огромное влияние на характер конечных результатов. Таким образом, в отличие от компетентности и самоактуализации совладание не является конечным социально желаемым уровнем, скорее совладание относится к постоянно развивающейся открытой организации» (с. 42, 1977).
В социальном отношении совладание предполагает взаимодействие с позиции равных. Увеличение ее эффективности не влечет за собой использования более агрессивных способов достижения желаемых целей. Совладание лишь открывает возможность для использования более разумных и, следовательно, более оптимальных способов.
Многие исследователи, в частности Лазарус, Эверил и Оптон (Lazarus, Averil & Opton, 1974), подвергают критике эго-концепцию совладания Нормы Хаан и Тэда Кроубера по причине ее обремененности ценностями. На что Хаан отвечает, что