Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления
1
Соответственно различались иерархические уровни бытия: общественный, городской, семейный и т. п.
2
Например, Л.Г. Ионин под социологией повседневности понимает «своеобразную область социологии культуры» [1997б].
3
Основой особой формы социальности повседневности выступает интерсубъектное понимание. Человек руководствуется предположением, что его партнеры по взаимодействию видят и понимают мир так же, как он. Но при этом исчезает личность, а остается только тип (например, «парикмахер» или «клиент»).
4
Французский писатель и критик Морис Бланшо писал, что повседневность – это «вечнонулевое» пространство – вечное и нулевое одновременно (см.: [Бойм, 2002. С. 11]).
5
Термин был впервые предложен в 1969 г. американским онкологом-исследователем В.Р. Поттером.
6
Впрочем, возможности этнометодологического эксперимента ограничены. С одной стороны, экспериментатор не может освободиться от уз повседневности, занять по отношению к ней абсолютно стороннюю позицию. С другой стороны, в этнометодологическом эксперименте необходимо учитывать морально-этические ограничения.
7
При этом устанавливалась своеобразная иерархия, в которой повседневная жизнь рассматривалась как подготовительная стадия для изучения внеповседневных событий.
8
См., в частности, серию «Повседневная жизнь человечества» издательства «Молодая гвардия», посвященную реконструкции повседневной жизни – от греческих богов и первых христиан до сталинской Москвы. Или воениздатовскую историческую серию «Редкая книга», в которой в числе прочих сюжетов присутствует и история повседневности.
9
История повседневности существенно раздвигает источниковую базу исследований за счет синтеза работы с различными группами источников: документами местных архивов и индивидуальными биографиями, аудиовизуальными средствами и этнографическими материалами. О реконструктивных возможностях истории повседневности см.: [Журавлев, 2000. С. 15–16].
10
См., например, многолетний проект «Левада-Центра» «Советский человек».
11
Периодические издания – газеты, журналы и иные повременные издания.
12
Например, полемика о вкусе, развернувшаяся в 1954–1955 гг. на страницах «Нового мира», или кампания по улучшению качества бытовых услуг и товаров народного потребления, захватившая советскую печать во второй половине 1950-х годов.
13
О чем свидетельствует, например, изменение политики репрезентации советского человека на страницах журнала «Советский Союз»: многие опубликованные в нем очерки были посвящены повседневности отдельной советской семьи.
14
Занятие повседневностью воспринималось как саботаж традиционным социальных и гуманитарных наук.
15
Создание первого вопросника приписывается приходскому священнику из Беркшира Д. Дэвису, который изучал бюджеты сельских батраков. А в 1790-х годах для проведения очередного анализа положения бедняков сэр Ф. Иден отправил в дорогу одного из интервьюеров современного типа.
16
Нередко виды устных источников классифицируются в зависимости от их принадлежности определенному жанру: воспоминания, устные рассказы, легенды, народные частушки, песни и др. Своеобразную классификацию устных исторических источников предложил бельгийский ученый Я. Вансина, разделивший их на три группы: передаваемая из поколения в поколение устная традиция, показания очевидцев и слухи.
17
В частности, К. Симонов создал серию телеинтервью с полными кавалерами ордена Славы (премьера телевизионного многосерийного фильма «Солдатские мемуары» состоялась 9 мая 1976 г.). А. Адамович и Д. Гранин собрали рассказы сотен людей, переживших блокаду (см.: [Адамович, Гранин, 1989]).
18
Первый сборник работ лауреатов конкурса увидел свет в 2001 г., а в мае 2005 г. подведены итоги уже VI конкурса, председателем жюри которого является академик РАО С.О. Шмидт.
19
Важную роль в реконструкции исторической действительности играет детективный жанр.
20
Дискуссионное замечание Н. Земон Дэвис на секции «Антропология, социальная история, культурная история» XVII Международного конгресса исторических наук (Мадрид, 1990).
21
Выходец из многодетной немецкой семьи из Астрахани (его отец, Генрих Яков, был управляющим банком), Виктор Фельде был восьмым из девяти детей. При вступлении в октябре 1918 г. добровольцем в Красную Армию – в оркестр 1-го астраханского мусульманского пехотного полка – Виктору пришлось скрыть свое социальное происхождение. В конце января 1921 г. он был уволен в бессрочный отпуск оперативным управлением 4-й армии Южного фронта, хотя в запас был переведен только в октябре 1926 г. Тем не менее 26 февраля 1921 г. Фельде был зачислен на медицинский факультет Таврического университета, а в июне 1926 г. завершил обучение в Саратовском государственном университете. В конце декабря этого же года молодой врач женился на Софье Ефимовне Кузнецовой. Вскоре семья переехала в Республику Немцев Поволжья. Здесь, в с. Кеппенталь, Фельде работал врачом до 1933 г., после чего семья переехала в г. Ессентуки, где Виктор Яковлевич получил место главного врача.
Безоблачная семейная жизнь была неожиданно прервана в октябре 1941 г., когда семью Фельде сослали в Томскую область. Советских немцев выселяли с территории Поволжья, Кавказа и Крыма якобы из-за их тесных «связей с Третьим рейхом». Виктор Яковлевич сначала был направлен врачом в поселковую больницу Зырянского леспромхоза, но в марте 1942 г. был мобилизован в трудовую армию – в рабочую колонну при Волжском лагере Главного управления железнодорожного строительства НКВД, где находился на положении вольнонаемного рабочего. Но позднее, вероятно, в 1944 г., он был переведен на строительство Широковской ГЭС в г. Кизел, где в условиях Широклага оказалось востребованным его медицинское образование. В мае 1946 г. Фельде был переведен на положение спецпереселенца, а в августе семья смогла воссоединиться. В октябре того же года они переехали в г. Днепродзержинск. Здесь Виктор Яковлевич продолжал работать врачом до конца 1960-х годов и, выйдя на пенсию, скончался в 1976 г.