Размер шрифта
-
+

Сорокоумовские. Меховые короли России - стр. 27

Почти одновременно с киевским меховщик открыл магазин и несколько поближе – в Саратове. Город в эту пору находился в периоде бурного развития. Еще в 1762 году Екатерина II[66], прекратив преследование раскольников[67], разрешила им селиться в Заволжье. В результате Саратов весьма быстро заселили купцы-старообрядцы. А вскоре к ним добавились иностранные негоцианты. Последних оказалось так много, что уже в 1766 году именно в Саратове был учрежден административный орган управления колонистами – «Контора канцелярии опекунства иностранных». Однако все это привело не к росту, а, напротив, к стагнации. Государственной администрации не было много дела до иностранцев, не говоря уж про староверов. И только после того как город стал центром вновь учрежденной губернии, тут началось какое-то движение. Открылась больница, народное училище, типография, библиотека и даже театр, тюрьма и пожарная часть. К 1828 году из Саратова почти полностью выдавили староверов, и в нем была восстановлена самостоятельная православная Саратовская епархия. Ко времени, когда Павел Сорокоумовский обустроил в городе меховую торговлю по классу «люкс», в Саратове проживало около 40 000 экономически активных россиян. Среди поволжских городов Саратов к тому времени уже был одним из самых благоустроенных и комфортных, и все говорило о том, что такое развитие будет продолжаться и дальше. Кроме того, Саратов был важным портом, через который свои грузы возил и сам Сорокоумовский. Следовательно, не завести в этом городе магазин было бы просто неразумно. А у Сорокоумовских, как мы помним, в голове было сорок умов.

Дело в Киеве и в Саратове пошло хорошо, и уже три года спустя, в 1839 году, Петр Ильич открыл следующий магазин, теперь уже Ильинка справедливо считается одной из старейших улиц Москвы. Первые упоминания о ней относятся еще к XIV веку, правда, тогда она называлась дмитриевкой, по стоявшей на ней церкви дмитрия Солунского. Однако в начале XVI века в начале улицы, «на крестце» (на перекрестке), «на торговище» был построен ильинский мужской монастырь.


Ильинка – торговый центр москвы


Масштабы монастыря и церкви были несопоставимы, поэтому улица довольно быстро стала называться ильинкой. именно набат соборной церкви ильинского монастыря послужил сигналом к началу восстания против Лжедмитрия I[68]. Сам монастырь просуществовал недолго, и после большого пожара в 1626 году был упразднен, но память москвичей оставила его в имени улицы.

Ильинка почти с начала своего существования была улицей торговой и купеческой. Начиналась она с «торговища», то есть с рыночной площади. Тут же находился Гостиный двор – аналог современного гипермаркета или торгового пассажа. Этот Гостиный двор упоминается еще в духовной грамоте ивана III. После большого пожара (а они в деревянной Москве случались довольно регулярно) в 1547 году по приказу ивана Грозного тут был возведен новый Гостиный двор со множеством типовых лавок. Купцы со всей Москвы были административными методами собраны и поселены тут же неподалеку, в Китай-городе. Через полвека, чтобы застраховаться от новых пожаров, деревянные лавки решено было заменить на более капитальные каменные. Торговля на улице быстро расши рялась, и первые же два царя династии романовых, Михаил Федорович

Страница 27