Социология - стр. 53
Пафос концепций Бакунина и Кропоткина состоит в необходимости создания таких социальных отношений, когда суверенность, права, возможность принятия решений в наибольшем объеме остаются у личности, а не делегируются государству. Государство не должно быть неким обязательным механизмом, навязывающим свою волю общине и личности – оно, по Бакунину и Кропоткину, должно быть лишь вторичной надстройкой, полностью зависящей от воли граждан и от степени сугубо добровольной с их стороны передачи части своих полномочий.
Другое дело, что для такого государства без насильственных функций жизненно необходим очень высокий уровень развития личности, требуются определенные условия, предполагающие высокую сознательность, способность к самостоятельному анализу, социально-политическую зрелость граждан. Именно в этом – в отсутствии такой степени развития личности в реально существующем обществе – Бакунин видел главную проблему и даже большую трагедию общественного развития. Он с горечью констатировал, что недостаточный уровень развития гражданского общества и самих людей приводит к тому, что демагоги захватывают власть и искажают саму идею подлинно демократических человеческих отношений.
Позиция Кропоткина по этому вопросу в большей степени отличалась оптимизмом. Он был одним из первых, кто раскрыл и обосновал оздоровляющее значение принципа федерализации в социальном устройстве, разрабатывал способы максимального перенесения значимых решений вниз, на коммунальный и личностный уровни. Эти идеи децентрализации, федерализации, максимального ограничения всевластия государства-Левиафана и предоставления максимальных возможностей личности, сформулированные в трудах теоретиков-анархистов, звучат сегодня еще актуальнее, чем столетие назад.
Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) – один из основателей и теоретиков анархизма. Он известен по своим публикациям с 40-х гг. XIX в. после публикации в 1840 г. в «Отечественных записках» статьи «О философии», в которой заявил себя крупным российским гегельянцем.
В 1857 г. Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал в 1861 г. через Японию и США в Лондон. Здесь он активно участвовал в работе I Интернационала, однако в результате острой борьбы возглавляемого им анархистского крыла со сторонниками К. Маркса и победы марксистов он в 1872 г. был исключен из I Интернационала на Гаагском конгрессе. Официальный предлог – создание им в 1868 г. Международного альянса социалистической демократии.
Социологическая концепция М. А. Бакунина окончательно сложилась в конце 60-х – начале 70-х гг. и изложена в работах «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Бог и государство», «Кнуто-Германская империя и социальная революция» и др.