Социология - стр. 55
После Февральской революции в семидесятичетырехлетнем возрасте он возвратился в Россию 12 июня 1917 г. Кропоткин признал Октябрьскую революцию, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата. Несколько раз в своих письмах к Ленину он предсказывал неизбежность тотальной бюрократизации социальной жизни, неэффективность развития лишь крупного государственного машинного производства, доказывал необходимость развития кооперации и гибких способов регулирования экономики.
П. А. Кропоткин считается основателем концепции анархического коммунизма. Для него анархия является и методологическим, и социально-нравственным ключом к пониманию сути развития естественного и общественного бытия, поскольку в государстве и его институтах он видел главную причину социального угнетения, эксплуатации и несправедливости.
В своей концепции Кропоткин не только отрицал государство, но и разрабатывал конструктивные принципы создания безгосударственного общественного устройства. Методологическая основа этих построений – «синтетическая теория», заменяющая гегелевскую диалектику «строго научным индуктивным методом», основанным на эволюционизме и анархизме. Его идеал анархического коммунизма тесно связан с законом взаимной помощи, которая и позволит создать федерацию свободных производственных общин. Его идеи получили значительное распространение и развитие в Западной Европе, особенно в Испании, а в Латинской Америке, Индии, Китае.
Субъективная социология
Весьма влиятельным на рубеже веков было направление, принявшее название субъективной социологии. Его называли также этико-социологической школой. Сложилась субъективная школа в конце 60-х – начале 70-х гг. позапрошлого века. В первую очередь направление это представлено Петром Лавровичем Лавровым, Николаем Константиновичем Михайловским, Сергеем Николаевичем Южаковым – идеологами народничества, а также отчасти трудами Николая Ивановича Кареева. Пафос подхода субъективной социологии сакцентирован на необходимости обязательного учета субъективного, человеческого фактора в изучении социальных явлений.
Основной единицей общественной структуры и общественного развития это направление считало личность, а не класс, не социальную группу. Именно помыслы и цели личности определяют ее социальную деятельность.
В качестве одного из главных методов изучения личности был избран метод сопереживания, «когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого»[19].
Субъективная социология в качестве составной части включает этику как дисциплину, вырабатывающую оценку социальных фактов с позиций общественного идеала. Другие ее составные части – схема исторического процесса, теория прогресса.