Социология - стр. 51
В публицистической социологии следует прежде всего выделить следующие ведущие тенденции: мощное и интересное направление русской идеи в социологии (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев); так называемую субъективную социологию (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский); получивший заметный отклик сначала в Европе, а затем в Латинской Америке анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин); наконец, марксистскую социологию с различными течениями (легальный марксизм, ленинизм, другие разновидности).
Русская идея в социологии
Русская идея в социологической публицистике была ярко представлена прежде всего двумя уникальными фигурами – Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым, деятельность которых имела огромный резонанс в национальном общественном сознании и оказала очень сильное влияние и на общественно-политическую, и на социологическую жизнь России. Они пытались найти социальные механизмы самобытного общественно-исторического пути России, исходя из своеобразия ее исторических, культурных и иных условий развития.
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) самую главную свою работу «Россия и Европа» издал в конце 60-х годов XIX в. Это была попытка ответить на вопрос, почему Европа ненавидит Россию, в чем особенности, несхожесть характера, судеб, путей развития Западной Европы и России. В ходе ответа на этот вопрос, носящий духовный и, может быть, полемически преувеличенный характер, он выходит на интереснейшие социологические обобщения и теории. В частности, Данилевский утверждает, что у каждого этноса есть разные ступени социального развития.
Есть предварительный, или этнографический этап, этап становления, который длится около тысячи лет; есть этап бурного развития – государственный этап становления некоторых организационных, институциализированных форм жизни этноса, он идет примерно лет четыреста; есть этап расцвета, или собственно культурный этап, охватывающий очень короткое историческое время – примерно пятьдесят-сто лет; есть, наконец, этап угасания, или естественного конца.
Н. Я. Данилевский выделял десять типов цивилизаций: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, финикийский (он же халдейский или древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, новосемитский (аравийский), германо-романский (европейский). Россия же составляет новый тип, отличный и отдельный от Европы. К самостоятельным типам относятся также американский и перуанский типы, «погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития».