Размер шрифта
-
+

Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии - стр. 36

Пролнаучная задача исследования – сделать новые претензии на знание совместимыми с максимально возможным количеством разных исходных предпосылок. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо размыть нынешнее жесткое разграничение между обучением и исследованием – особенно в том смысле, что эти две области деятельности оцениваются по разным критериям. В социологических терминах это двухступенчатый процесс: демистификация и детрадиционализация (Beck et al. 1994). Следует начать с раскрытия конкретных исторических причин, по которым та или иная исследовательская программа оказалась признанной в качестве ценной формы знания. Это демистификация. А затем нужно показать, что это знание может быть ассимилировано и использовано множеством различных исследовательских программ, зачастую в целях, весьма далеких от первоначальной. Это детрадиционализация.

В долгосрочной перспективе успех пролнаучного подхода приведет к переходу всех академических дисциплин на модель педагогики, принятую в гуманитарных и менее точных социальных науках. Передача нового знания широким массам населения должна будет стать обязательным требованием для любых претензий на эпистемический прогресс, как и хотели Мах и креационисты. Образование перестанет быть прислужником исследований и вернет себе активную функцию контроля над негативными тенденциями исследований к чрезмерной специализации и приверженно сти одним исследовательским областям за счет других.

Я предлагаю довести законодательство afirmative action до его логического завершения, распространив универсалистские амбиции академии не только на людей, которые вовлечены в поиск знания, но и на идеи, которыми эти люди могут легитимно заниматься. В настоящее время afirmative action служит для того, чтобы распространить привилегии, доступные, например, белым мужчинам среднего класса, на все население в ситуациях приема в университет и найма на работу в академии (Cahn 1995). Обычно успех этих перераспределительных законов измеряется в терминах повышения доли желаемых позиций, занимаемых представителями традиционно ущемляемых групп.

Однако продолжают страдать от ущемления не только группы людей, но и, возможно, даже более остро, школы мысли. Сегодняшние режимы afirmative action весьма преуспевают в облегчении доступа представителей небелых рас, рабочего класса и женщин к высоким и значимым академическим позициям, но относительно немного (по крайней мере напрямую) делают для того, чтобы переориентировать ту систему ценностей, которая существует в академии применительно к школам мысли. Неудивительно, что члены различных меньшинств, которые получают наибольшую выгоду от программ

Страница 36