Размер шрифта
-
+

Сочинения. Том I. Трактат «Личность и проступки». Пьесы. Статьи о театре - стр. 69

Подобного понимания придерживаются идеалисты. Согласно их представлениям, сознание считается субъектом, создающим свои смыслы без учета какого-либо фактора за его пределами.

В связи с этой логикой рассуждений встает вопрос, можно ли само сознание считать реальным субъектом. Или, может быть, оно является лишь производным от самого себя. Впрочем, как мы уже указывали, для нашей работы вопрос этот – попутный.

Открытие сознанияк «я» через самосознание

Благодаря самосознанию собственное «я» действующего субъекта может быть познавательно понято как объект. В результате этого и личность, и связанный с ней поступок в сознании получают объектное значение. Сознательностное отражение, которое является не только чем-то субъектным, но в то же время составляет основу и для «субъективирования» [upodmiotowienie] (о чем впоследствии будет сказано подробнее), ни в коей мере не упраздняет ни объектного значения собственного «я», ни его поступков, ибо постоянно черпает это значение из самосознания.

Слитность самосознания и сознания следует признать главным фактором равновесия во внутренней жизни личности (особенно это касается ее интеллектуальной структуры). Человек является объектом для себя самого как для субъекта, но и в сознательностном отражении он не утрачивает своего объектного значения. С этой точки зрения самосознание первичнее сознания – ведь оно привносит в сознание смысловую связь и с собственным «я», и с его поступком, поскольку само по себе сознание ни по отношению к ним, ни по отношению к чему-либо еще не является интенционально направленным. Равным образом самосознание становится для сознания своего рода границей, за которую процесс сознательностной субъективации выходить не может.

Более того, объективируемый поворот самосознания в сторону собственного «я» и связанных с ним поступков точно так же касается и самого сознания. И оно тоже становится объектом самосознания. Этим объясняется как тот факт, что, когда человек «обладает сознанием» своего действия, он в то же время «знает, что делает», так и тот факт, что «знает, что делает это сознательно». Знает, что он – сознательный, и знает, что действует сознательно. Объектом самосознания являются не только личность и поступок, но в равной степени также и сознание поступка, и сознание личности. Самосознание объективирует это сознание, отсюда в сознательностном отражении объектное значение присуще не всякой бытийности и действию личности, которая является моим собственным «я», но лишь той бытийности и тому действию, которые связаны с сознанием – осознанно и сознательно.

Страница 69