Сочинения. Том I. Трактат «Личность и проступки». Пьесы. Статьи о театре - стр. 44
В основании этого знания всегда лежит опыт, а потому знание о человеке, которое в результате представляет собой и взаимообмен с другими людьми, позволяет каждому обретать свой собственный опыт. Знание из него не только следует, но и как-то на него воздействует. Не упразднит ли знание опыт? В свете сказанного – о связи опыта и понимания – повода для подобного опасения нет. Скорее всего, можно утверждать, что знание вырастает из опыта и, в свою очередь, является неким средством для его углубления и дополнения.
К этому нам еще предстоит вернуться, потому что всё настоятельнее потребность прояснить, что означает опыт вообще и опыт человека – в частности? Пока еще этому основополагающему понятию мы объяснения не дали, а лишь постарались хотя бы в общих чертах обрисовать тот сложный процесс познания, который назвали «опытом человека». Итак, для наших настоящих и, в особенности, для последующих рассуждений, которым посвящена эта работа, решающим оказывается тот факт, что другие люди, которые выступают в качестве объекта познания, являются этим объектом не так, как им являюсь я сам для себя (или каждый человек для себя самого).
Здесь можно бы даже засомневаться, не ошибаемся ли мы, считая, что в обоих случаях имеется в виду опыт человека? Не идет ли тут речь о двух разных опытах, которые друг к другу не сводимы? В одном из них мы бы испытывали только «человека», а в другом – только и исключительно собственное «я». Однако трудно отрицать, что и в том другом опыте мы сталкиваемся с человеком и испытываем его, переживая собственное «я». Опыты эти различны, но нельзя сказать, что они друг к другу не сводимы. Есть принципиальное единство опытного объекта при очевидном различении тех отношений, которые возникают в обоих случаях между субъектом и объектом опыта. Безусловно, с полным правом можно говорить о несоизмеримости [niewspółmierność] опыта, но нельзя не признать его главной особенности – самотождественности [takożsamość].
Несоизмеримость возникает потому, что человек гораздо лучше и совершенно по-иному представляет себе самого себя (то есть как собственное «я»), чем любого другого человека, который не является мною. Даже если принять во внимание максимальную близость к тому другому человеку, то и тогда это различие остается. Бывает так, что при тесном общении с другим человеком нам намного легче объективировать то, что в нем есть, чем то, кем он является, но эта объективация – не то же самое, что опыт. Каждый для себя самого является объектом познания и познания в своем роде единственного, неповторимого, но ни одним отношением извне к любому другому человеку нельзя заменить того опытного отношения, которое является уделом собственно субъекта.