Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 25
Глава «Тамань» занимает особое место в идейно-художественном содержании повествования, так как помогает глубже проникнуть во внутренний мир героя, живущего в разладе с окружающей его действительностью. Глава начинается и заканчивается суждениями Печорина о горечи опыта, приобретенного в силу своего бездумного, равнодушного отношения к людям, с которыми судьба его сталкивает. Печорин – дитя своего времени. Именно в главе «Тамань» особо ярко выражен трагический разлад героя с действительностью, воплотившийся в его воззрениях на судьбу как на цепь нелепых случайностей. Отрицание судьбы как рока, божественного провидения, движущего людьми в их жизни, приводит героя к мысли, что жизнь, по существу, есть игра, в которой господствуют случайность, везение или невезение. Жизненное самоутверждение человеческой личности, таким образом, превращается в своего рода азартную игру с судьбой, в вызов, который сильная личность бросает бессмысленной калейдоскопичности вселенной.
Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча
(анализ главы «Максим Максимыч» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в тончайшие движения человеческой души сделали его произведения ярчайшим достижением русской классики XIX века. Одной из значительнейших вех, как в творчестве самого Лермонтова, так и всей русской литературы стал роман «Герой нашего времени». Выведенный в нем тип «лишнего человека» впервые подвергся глубинному психологическому анализу, писатель показал своего героя не только «извне», с точки зрения окружающих его людей, но и «изнутри» («Дневник Печорина»). Вся композиция романа: разбиение на главы, сопровождающееся нарушением хронологии событий, смена рассказчиков от главы к главе, – подчинена единой цели – постепенному проникновению во внутренний мир героя.
Важное место в этом проникновении занимает вторая глава повествования «Максим Максимыч». Рассказ ведется от первого лица, от имени некоего безымянного путешественника, случайно встретившегося с Максим Максимычем. Основу сюжета главы составляет описание последней встречи Максим Максимыча с Печориным, свидетелем которой и стал рассказчик.