Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 27
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.
Дуэль Печорина с Грушницким
(анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в тончайшие движения человеческой души сделали его произведения ярчайшим достижением русской классики XIX века.
Одной из значительнейших вех, как в творчестве самого Лермонтова, так и всей русской литературы, стал роман «Герой нашего времени». Выведенный в нем тип «лишнего человека» впервые подвергся глубинному психологическому анализу, писатель показал своего героя не только «извне», с точки зрения окружающих его людей, но и «изнутри» («Дневник Печорина»). Вся композиция романа: разбиение на главы, сопровождающееся нарушением хронологии событий, смена рассказчиков от главы к главе, – подчинена единой цели – постепенному проникновению во внутренний мир героя.
Важное место в этом проникновении занимает глава «Княжна Мери». Это одна из глав «Дневника Печорина» и, соответственно, рассказывается от его имени.
В главе показаны те непростые, конфликтные взаимоотношения, в которые Печорин вступает с местным обществом («водяное общество»), приехав в отпуск на воды в район Пятигорска. Кульминацией этих взаимоотношений становится дуэль Печорина с Грушницким.
Грушницкий всего на несколько лет младше Печорина, но «житейская пропасть» между ними громадна. Когда их сравниваешь, кажется, что речь идет о мальчике (Грушницкий) и о глубоком старце (Печорин). Однако «мальчик» не так безобиден, как может показаться на первый взгляд: «Он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания… В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии». Эгоцентричный и самолюбивый Грушницкий не терпит «уколов» со стороны Печорина тем более что сам не обладает остротой ума, не способен поддержать разговор на должном уровне и слышит только себя. «Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа». Грушницкий старается привлечь к себе внимание «водяного общества», понравиться княжне Мери и прилагает к этому все свое умение и «опыт». Однако Печорин, опять же исключительно из духа противостояния, намеренно выставляет Грушницкого в невыгодном для него свете, что, естественно, не могло не возмутить молодого человека. Из «пустяка» рождается ссора, приведшая к дуэли.