Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 23
Итак, эпизод встречи Гринева с Пугачева играет важную роль в идейно-художественном содержании повести, так как особенно ярко отражает основную гуманистическую идею, заложенную в повести, – Пушкин рассматривает мир и человека как изначально благословенное и прекрасное Творение Божие. Уменьшить зло в мире можно только одним способом – не привносить его в мир самому. Пушкин вводит в систему ценностей меру ответственности каждого человека за то, что происходит в мире, а также и за бунт против бога и его Творения.
Как отмечал В. Г. Белинский, произведения Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.
М. Ю. Лермонтов
Печорин и контрабандисты
(анализ главы «Тамань» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в тончайшие движения человеческой души сделали его произведения ярчайшим достижением русской классики XIX века.
Одной из значительнейших вех, как в творчестве самого Лермонтова, так и всей русской литературы, стал роман «Герой нашего времени».
Выведенный в нем тип «лишнего человека» впервые подвергся глубинному психологическому анализу, писатель показал своего героя не только «извне», с точки зрения окружающих его людей, но и «изнутри» («Дневник Печорина»). Вся композиция романа: разбиение на главы, сопровождающееся нарушением хронологии событий, смена рассказчиков от главы к главе, – подчинена единой цели – постепенному проникновению во внутренний мир героя.
Важное место в этом проникновении занимает глава «Тамань». Это первая глава «Дневника Печорина», она рассказывается от его имени и является своего рода началом откровений героя, в которых Печорин раскрывает мотивы своих поступков, делится своим горьким опытом общения с родом человеческим.
Основу сюжета главы составляет рассказ о пребывании, в силу обстоятельств, Печорина в Тамани и столкновении с «честными» контрабандистами. «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России», – считает автор, которому действительно пришлось в 1837 году побывать в этих местах. Ожидая корабль, Печорин вынужден задержаться в городке. Его определяют на квартиру к старой казачке Царицыхе, принявшей героя за шпика, выслеживающего контрабандистов. По выражению десятника в доме хозяйки было «нечисто». Не только обстановка, состоящая из двух лавок, стола да огромного сундука, но и вид дома с камышовой крышей были убогими. Сама же атмосфера жилища навевала тяжелые мысли.