Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 21
Неуютно Татьяне, видимо, потому что привезли ее к тетушкам, чтобы показать невесту «лицом», чтобы подыскать ей жениха. Разве может она радоваться Москве, новизне, когда сердечная рана не заживает, когда должна она будет выйти замуж за нелюбимого человека. Однако никто особенно не переживает о чувствах Татьяны, ее ежедневно возят по обедам, всем представляют. Как летят годы, – говорят бабушки, а Татьяна подмечает, что никаких особых перемен в них не произошло: у тетушки Елены «все тот же тюлевый чепец», также лжет Любовь Петровна, также глуп один, и также скуп другой. «И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой». Татьяну все признали немного жеманной и провинциальной, но тут же взбили по моде кудри ей и зачислили в хорошенькие, а на очередном балу Татьяну знакомят с будущем супругом – генералом.
Москва становится для Татьяны Лариной поворотным моментом в судьбе, который знаменует ее взросление и становление как самостоятельной личности. Москва ввела ее в свет, дополнила ее сведения о мире, но все-таки не изменила мировосприятия Татьяны.
Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» – Татьяна Ларина в Москве – имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.
Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.
Первая встреча Гринева с Пугачевым
(анализ II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Творчество Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.