Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 93

(Лк. 13. 17).

Так препирались зависть и злоба с истиной и добродетелью во время земной жизни Иисуса Христа; так они препирались и до пришествия Его на землю; так препираются они и доселе.

Кому не известно, что люди добрые и благонамеренные имеют завистников и злобствующих на них людей, которые, подобно упоминаемому в Евангелии начальнику синагоги, всячески стараются очернить их честь и имя? Неблагожелатели готовы были бы если не распять доброго человека, то лишить звания и чести, изгнать из города, да боятся общего народного мнения. – Что же они делают? – Они тихо, лукаво и хитро как будто соглашаются со всеми, что уважаемый общественным мнением человек действительно есть порядочный человек, но прибавляют, что им известно про него и то, и другое, и третье… тайны соблазнительные. И вот, многие уже смущены. Многие от него бегут. Многие повторяют о нем сказания. Многие на лице своем изображают улыбку презрения при имени его. Многие уже берут камень, чтобы пустить в него!

Добрая слава медленно пробирается одной стезей, а худая молва бежит и скачет по тысяче дорог. Пустить по дороге постыдную молву о человеке, вид добродетели которого терзает их загрязненную душу, – завистникам и злобным людям этого только и нужно. Теперь они уже безопасно изливают яд аспидов, таящийся под устами их, сыплют хулы и поношения на известного им доброго человека. По их мнению, он не только не добрый человек, хотя и кажется таким, он, – сребролюбец, злодей, нечестивец и изверг человеческого рода. Все его добрые дела, по их мнению, дела обыкновенные, да и какие они добрые? Они противозаконные. Он субботы не хранит, он пренебрегает ходячим мнением, он знать никого не хочет, словом, он едва ли не враг отечества: «распните его» (Лк. 23. 21).

Что же делать, если об одном и том же человеке вы слышите из одних уст хорошее, а из двух-четырех самое дурное? Не торопитесь осуждать, как не торопился народ, слушавший отзыв начальника синагоги об Иисусе Христе. Обращайте внимание на доказательства, которые приводит с целью подтвердить свое невыгодное мнение об уважаемом всеми человеке гнусная молва.

О, если бы коварные и завистливые люди были всегда пристыжаемы и доводимы до безмолвия, как упоминаемый начальник синагоги! Тогда истина и добродетель были бы менее затмеваемы ими. Страх стыда отнял бы охоту у многих негодяев хитрить и лукавить, а добрые люди менее имели бы препятствий к познанию истины и добродетели. Но притворщиков и клеветников мог доводить до стыда и безмолвия только Господь наш Иисус Христос, а среди нас, обыкновенных людей, такие слуги диавола, облеченные ризой ангела, заставляют смущаться и краснеть самую невинность и добродетель. Как поступать со злобными и хитрыми людьми? Всячески избегать общества с ними, чтобы не впасть в их сети. Стараться пробудить в них чувство стыда; действовать на их совесть, а если это не действует, то предоставить свое дело Господу… а самим нам идти своей дорогой добра, сеять доброе и прекрасное, благодетельствовать, помогать, утешать, облегчать и не возмещать за зло злом.

Страница 93