Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 41
Есть люди, для которых попечение о средствах жизни увенчивается, по-видимому, победой и торжеством. Образ таких людей находится в притче Господней о богаче. Богач владел обширными полями. Поля его дали обильный урожай. Он с таким же самодовольством ходил и обозревал свои владения, с каким в настоящее время многие рассматривают процентные бумаги, считают свои купоны, прислушиваются, присматриваются к тому, чтобы лучше поместить свои капиталы и преувеличить их новыми оборотами. Богач говорит: вот так поступлю. «Разорю житницы моя и большия созижду; и соберу ту вся жита моя и благая моя, и реку душе моей: душе, имаши многи блага, лежаща па лета многа! Почивай, яждь, пий, веселися». Рече же ему Бог: «Безумне! в сию ночь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут?» (Лк. 12. 18–20).
В помыслах о богатстве торжествующий скопидом забыл о своей душе, о царствии Божьем, о том, что с ним будет за пределами гроба. Что же? Богатство и наслаждение не были ли только миражем и тенью, за которыми он гонялся так долго и так напрасно? В погоне за богатством и наслаждением он внезапно пал, сраженный приговором Божиим. В то время, когда он пожелал воспользоваться, подумал наслаждаться плодами своей деятельности, трудов и забот о себе, богатство оставило его, ушло от него, а ему предоставило явиться на суд Божий нагим, лишенным правды, добрых дел, отчужденным от царствия Божия.
У многих людей забота о средствах жизни превращается в беспокойный, тяжелый, постоянный, нескончаемый труд. Изо дня в день, с утра до вечера у них думы и помыслы о средствах жизни, о заработках, о сбережениях, достатках и убытках, о запасах на будущее. Изо дня в день, из года в год ждут они счастливой поры, когда найдут желанный отдых от забот. А нужды и хлопоты умножаются, как сорная трава, довольство и отдых остаются недоступными.
Отчего так бывает? На этот вопрос св. пророк Аггей[77] в первой главе своих вещаний ответил иудеям: «вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытости; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1. 6); «ожидаете много, а выходит мало» (Агг. 1. 9). За что постигла такая участь? За то, говорит Господь устами пророка, что «Мой дом в запустении, между тем как вы заботитесь каждый о своем доме» (Агг. 1. 9). Подобная участь постигает всех, кто в неустанных попечениях о своих житейских выгодах мало памятует о Боге, подателе всех благ, об угождении Ему делами веры, любви и благочестия, о благодарности Ему, о своем высшем призвании, как христианина. Таким людям всегда будет недоставать уверенности, что Бог благословит их труд, поддержит их слабые силы, подаст помощь в нуждах и невзгодах. Без такой надежды и уверенности не достанет у них веры в себя. Силы их ослабеют. Жизненный их труд отягчается и, действительно, становится борьбой за существование, борьбою томительною, часто бесплодною и безотрадною…