Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 34


Итак, братия и сестры, не говорите, что мы люди темные, закона Божия не знаем. Закон Божий в сердце каждого человека написан.

Для чего же поставлены и служители алтаря Господня, как не для того, чтобы своей жизнью и словом быть светом для вас. Ну, почаще углубляйтесь в себя, поискреннее и внимательно относитесь к молитве. Господь Сам вразумит вас. Ангел-хранитель научит вас, священник будет вашим братом-товарищем… И сердце ваше станет Царствием Божиим.

Вот еще говорили с нами труженики о том, будто бы работа отвлекает от служения Богу. Они говорили внятно и чувствительно, указывая на свой хребет, уставший от целодневного дела, показывая и морщинами и мозолями покрытые руки как бы в доказательство своего оправдания. Опять у этих бедных, хороших людей услышались отзвуки внушений маммона.

Труженики! Братья и сестры! Не нужны для служения Богу ни спины, ни руки, ни ноги ваши. Преклоняйте колена ума и сердца вашего, работы начинайте с благоговением к Богу, продолжайте с благодарным чувством, оканчивайте с благодарной молитвой, тогда и работа ваша будет спорее, и занятие ваше будет отрада и утешение. А между тем разве не бывает, что ум наш во время машинальной работы занят позорной мечтой, язык исторгает вместо благодушия нечистые сквернословия и грубые шутки? Кому же не известно, что уста многих в течение целой недели празднословят без устали, а как начнут произносить молитву, то едва-едва движутся. Это и есть служение маммоне.

Работа же есть служение Богу. Преп. Сергий[66] рубил дрова, молол муку, шил платье, стряпал на трапезу.[И все с молитвой] […] Знайте же, что работа прилична всякому человеку и служению Богу не препятствует и не препятствовала нигде и никому.

Встретил я недавно двух людей с достатком внешних благ. Они – крещеные люди, исповедуют христианскую веру, но жаловались, что дела, хлопот много. «Хотелось бы, – по их словам, – служить Христу по евангельскому уставу, да как же поступить с сокровищами?» У одного – дом, у другого – имение, купля и продажа. «Не отказаться же от наживаемого и нажитого, иначе люди глупыми людьми нас назовут!» «Не раздать же их?!»

И евангельскому юноше не по сердцу был ответ Иисуса Христа, когда Он сказал ему о сокровище небесном (Мф. 19. 21)…

Нет, мы попроще и поближе к нам возьмем пример, например, патриарх Авраам[67]. Он долго, очень долго жил на земле и всегда был в имущественном достатке и целую свою жизнь служил Богу. Авраам жил и точно с каждым днем богател, всегда думая, что Господь посылает ему деньги для того, чтобы питать нищих, помогать бедным, защищать сирот… Его день начинался мыслью, – кого бы осчастливить. Дни его были жизнерадостны. Он давал, и рука его не оскудевала; лепта обращалась в драхму, а драхма

Страница 34