Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 26

Кроме того, явление Святого Духа в виде облака выражает глубочайший символ. Обыкновенно в облаках рождается молния и гром. С облачных высот раздается гроза, приковывающая невольно взор и внимание даже самого ленивого человека. Яркий, блещущий свет молнии рассеивает сгустившуюся тьму, раскаты грома свидетельствуют о страшной силе природы и о величайшей борьбе стихийных начал. И Святой Дух, подобно сему, часто производит свое действие на людях[52]. Так гремят утешением и обличением речи пророков[53], апостолов[54] и многих боговдохновенных людей. Да не случалось ли со многими из нас, например, после исповеди, после прочтения назидательной книги, после разумного собеседования, испытывать, как глубоко и незабвенно запечатлевались на душе слова уважаемых нами людей. Их словами молниеносно освещалась вся внутренняя жизнь души. Невольно восставали в ней давно забытые воспоминания, освещалась бездна, в которую мы готовы были впасть, но с тем вместе вносилось в душу чистое и свободное затишье, которое напоминает покойное и живое состояние природы после грозовых явлений.

3

В день первой христианской Пятидесятницы Дух Святой явился в бурном дыхании ветра. Конечно, большей части из нас известен способ, каким образом земледелец на гумне отделяет чистые зерна от мусора и плевел, посредством ветра. Так, по слову апостольскому (см. Мф. 13. 24–30; Откр. 14. 15), Святой Дух отделяет плевелы, то есть грешников, от праведников, которых слово Божие называет чистой пшеницей[55]. Бывают несчастные времена, когда целое общество настолько развращается, что все члены его страдают в большей или меньшей степени греховной заразой. В такие времена Дух Святой восставляет одного или нескольких людей, которым влагается сила дарования спасения и охранения истины. Эти избранные единицы на себе выносят тяготы полного ужасами времени. Масса людей тонет в пучине греха, а эти избранники хранят святыню истины в своих душах, в своей жизни, в своей деятельности. Они берегут дивный дар устойчивости в добре среди постигающих их соблазнов и искушений. Свою трудом и подвигами добытую опытность они полагают в основу спасения будущим поколениям, обновляя их примером твердой, непреклонной воли следования Божьему велению, а не прихотям страстного влечения современных, преходящих стремлений.

Это не все. Известно, что сила ветра не подлежит весу и определениям измерения. Иногда в одно мгновение бурный вихрь с корнями вырывает могучие деревья, расщепляет огромнейшие корабли, разрушает и срывает крепкие кровли зданий. Кому из нас не случалось видеть страшных следов бури, например, в саду: благоухающие, цветущие растения затоптаны и раскиданы; широкие ветви деревьев оторваны от стебля или поломаны. Подобно этому грозному явлению, Дух Святой ниспровергает и искореняет людей горделивых, высокомерных, чванных, которых в 36-м псалме св. Давид уподобляет высоким деревьям: «Видех нечестиваго превозносящаяся, и высящаяся, яко кедры ливанския: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. 36. 35–36).

Страница 26