Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 2
В течение двенадцати лет жизнь отца Валентина и его супруги была кочевой. Духовное начальство часто перемещало священника по городам Калужской, Тульской и Московской губернии как имеющего репутацию просвещенного пастыря и хорошего администратора. В 1874 году Духовная консистория по ходатайству святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского назначила протоиерея Валентина Амфитеатрова настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного в Тайницком саду у Кремлевской стены. Отец Валентин с радостью принял это предложение, тем более, что в этом храме находилась почитаемая народом святыня – образ Божией Матери «Нечаянная Радость». При этом постоянных прихожан в церкви было немного. Именно с восстановления почитания этого образа и началось возрождение храма. Икона была поставлена на видное место и перед ней стали ежедневно совершаться молебны. Вскоре в храм хлынуло множество православных христиан. Не только в праздники, но и в будни церковь была переполнена. Через некоторое время москвичи дали храму второе название – «Нечаянная радость».
Отец Валентин привлекал людей не только своей добротой и пастырским даром, но и высоким уровнем образования. Академию он окончил со степенью кандидата богословия, имел склонность к изучению иностранных языков. По словам мученицы Анны Зерцаловой, помимо изучаемых в семинарии и академии древних языков он впоследствии самостоятельно изучил «до десяти новых языков»[7].
Им прочитывалась масса научных трудов, он хорошо знал светскую литературу. Через всю жизнь протоиерей Валентин пронес любовь к книгам и в конце жизни, уже будучи слепым, перебирая корешки книг, называл их своими друзьями. Разносторонние познания и духовные дарования позволяли отцу Валентину находить язык с людьми самых разных сословий, как верующих, так и далеких от веры. «Он необыкновенно легко понимал душевное состояние к нему обращавшихся, – писал В. Н. Зверев, – часто затруднявшихся даже высказать, и, к смущению таковых, часто отвечал на даже еще не поставленные вопросы. По своей природной деликатности отец Валентин старался, чтобы это было возможно менее заметно, но у всех, с ним соприкасавшихся, составлялось убеждение, что от отца Валентина и его проницательности ничего утаенным остаться не может»[8]. Уже в храме свв. Константина и Елены обратил на себя внимание дар его проповеднического слова. Живая речь поучений и наставлений всегда находила отклик в душах слушателей.
В своих проповедях о. Валентин постоянно говорил о самосовершенствовании, об искоренении страстей. Он настаивал, что без смирения, терпения и любви нельзя стать истинным христианином. «Всех любишь? Всех прощаешь?», – постоянно спрашивал он на исповеди.