Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 12

.

Но так как, по учению св. апостола Иакова[28], живя в мире, «много согрешаем»(Иак. 3.2) и не всегда можем сохранить в своей душе радость, то Господь, по Своему милосердию, даровал нам новое средство к сохранению духовной радости. Это – молитва к Нему. «Просите – и дастся вас», «толцыте – и отверзется вам» (Мф. 7.7), говорит Христос-Спаситель.

«Вот вы жалуетесь, что утратили духовный мир, лишились духовной радости чрез грех? – спрашивал св. Димитрий Ростовский[29] у своих слушателей. – Не унывайте, но спешите обратиться с молитвой ко Господу, и Господь возвратит душам вашим утраченную радость. Все, все можно исправить молитвою у Бога, только просимое было бы благо и было испрашиваемо, как должно»[30]. Св. Иоанн Лествичник[31] утверждает, что радости не может быть у людей, которые не молятся[32]. «Их смех страшнее слез; их смех – или безумие или беспечность»[33].

Итак, радость есть плод Св. Духа. Ее человек ничем не может привлечь к себе, как только теплою, искреннею и смиренною молитвой. Когда молимся, тогда Дух Святой Утешитель находится с нами Своей благодатью.

К сохранению духовной радости в душе способствует правильное распоряжение своей жизненной деятельностью. Порядок – вот основа наших нравственных достоинств. Человек ежедневно должен спрашивать у своей совести: не теряет ли он сроки, указанные жизнью в безделье, в невоздержании, рассеянности, лености и других пороках?

Без строго отчета в распоряжении своей жизнью не может быть радости. Св. Василий Великий[34] говорит: «Как птица с привязанным к ней камнем не могла бы лететь на высоту, так и душа, осаженная беспорядочностью, не может умом своим возвыситься на духовную высоту, потому что сердце остается вечно покрытым тиной и злоуханными испарениями, подобно гниющим водам болота»[35].

Соображая это, всякий из нас, желающий сохранить в душе радость, приобретенную от светлого Праздника Воскресения Христова, должен блюсти себя, по слову Спасителя, «да не отягчают сердца своего объедением или пьянством или иным недостойным христиан препровождением времени» (Лк. 21. 34).

Опытные в доброй христианской жизни деятели указывают и еще средство к сохранению духовной радости, – это сочувствие, сострадание и милосердие к бедным, бедствующим, страждущим. Сколько есть людей, для которых как бы не было Светлого праздника, которые обливали свое лицо горькими слезами во дни, когда радуется почти вся тварь Воскресшему Господу. Мы знаем, что скорби, лишения, болезни, неприятности всякого рода многим из наших знакомых не только препятствовали почувствовать всю важность светлого торжества, но, можно сказать, усугубляли их печаль. Всякому известно, что горе тем тяжелее бывает для души, чем более человек видит в других радости и веселья. Тот, кто навещал братски и дружески жилища так называемых однокоечников, кто видел в холоде-голоде беспокровных вдов и сирот, знает, до чего в праздничное время им тяжела их будничная нужда, как невольная тоска ломает их сердца, особенно в эти дни! Этих меньших братьев и сестер, как бы недоросших до счастья, порадовать благоразумною, посильною, тайной, стыдливой помощью, невидимым благодеянием – вот лучшее, по-моему, утешение для христианина. Для того, кто уверен в истине, что «милуяй нищаго взаймы дает Богу» (Притч. 19.17), не может быть на земле большей радости и восхищения, как иметь случай сделать должником своим Самого Господа. Только и здесь ценно одно условие, которое приносит радость: пусть помощь наша останется безвестной людям, – до того безвестной, что здесь, на земле, мы прослывем равнодушными, скупыми… На последнем Христовом суде мой Ангел-Хранитель не забудет о моей тайной миру и людям незримой милостыне, даже о стакане воды, которой когда-либо напоил я жаждущего!

Страница 12