Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 117

телесные наслаждения. Сколько бы человек ими ни пользовался, но духовные потребности остаются во всей силе. Ни роскошный стол, ни богатая одежда, ни великолепное жилище, ни чарующие зрелища, – словом, ничто внешнее не насыщает души.

Вот почему так много скуки, интриг, неведомой печали, разбитых телесных сил находим у людей, которые, по народному обличительному выражению, прожигали свою жизнь, а не освещали ее духовным светом любви, терпения, надежды и веры в Провидение.

Величайшим даром награжден человек, именно – неумолчным требованием души прекрасного, истинного, справедливого. Эти требования не умолкают ни у мытаря, ни у фарисея, ни у разбойника, ни у заблудшего сына, ни у распутной дочери. Достаточно человеку внимательно осмотреться, дать себе отчет о прожитом, испытанном, как он, на каждом шагу пройденной жизни, способен почувствовать, с одной стороны, величайшее милосердие Божие, а с другой – свою личную малость и слабость. Человеку нельзя не сознавать, что он живет только с Божьего соизволения, по высшей Божьей воле. Сам он беден и немощен. Скудость человеческой природы восполняется только благодеяниями благодати Св. Духа. Без нее человек – ходячий труп. Для глаза, для внешнего чувства можно сделать красивым бездыханный труп мертвеца; ведь бывают, и гробы очень изящные. Но ни один несчастный колодник не захочет ни походить на нарядного мертвеца, ни занять его место в убранном бриллиантами и цветами золоченом гробу. Да, у человека есть высшие побуждения. Этой Божьей искры не угасит целое море Содома. Только на высших побуждениях созидается счастье жизни; без них человек точно погибающий без крова и родины; он – заблудший сын из страны далекой; без благодатного озарения он – блудный сын Небесного Отца, расточивший вверенные ему от неба и природы дары.

Нам, внимательным слушателям притчи о блудном сыне, она многое напоминает и многое показывает к обличению и наставлению. Она обличает жизнь рассеянную, легкомысленную и беспечную, обличает безрассудное предпочтение чувственных наслаждений духовным радостям; показывает, как опасно нерадение о спасении; как жалка, скучна, пошла и низменна жизнь, восполняемая порочными удовольствиями.

Христианину надо помнить, что задачи жизни требуют от него работы, труда, подвигов, между тем мы часто ищем в жизни только игры. Играем всем, даже высшими запросами чувства; но эта игра более опасна, нежели игра огнем. Христианину нужно помнить, что его высшая задача в жизни – самоотвержение, самоограничение… У нас же чаще всего вся жизнь слагается из страстных увлечений, – что всего печальнее, – блудный сын свои увлечения называет самоотвержением! Христианину нужно помнить, что высшая задача его жизни – развивать в себе и хранить свою свободу, но многие свободу обменивают на страсть, отождествляя ее со страстью. Свобода делает характер, страсть отнимает характер. Свободен тот, кто носит в себе дух Божий: «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор. 3. 17).

Страница 117