Смутьян - стр. 14
– Я понимаю, – сказал он Колбасникову, – мы обсуждаем все, что связано с вологодским разорением, это не имеет к диплому прямого отношения, это в рамках спецкурса.
Профессор снова усмехнулся, он сделал вид, что поверил. Но с этой минуты в отношениях Петрова с Колбасниковым окончательно пробежала черная кошка.
Глава 4
В библиотеке Петров проводил все свое свободное время. Под конец учебы он вдруг понял, что на младших курсах уделял собственному образованию преступно мало времени и старался наверстать упущенное. В каталоге он нашел работу столетней давности краеведа Мерцалова, где содержалось описание Вологды спустя 15 лет после разорения, и засел за ее изучение.
Перед глазами студента предстал город XVII столетия, еще не оправившийся от погрома и пожара. Беспристрастные писцы зафиксировали все как есть, показав истинные масштабы бедствия. Несмотря на то, что после погрома прошло полтора десятилетия, многие дворы по-прежнему стояли в запустении, о хозяевах было известно немногое: «убиты в литовское разорение», «сошли в мир безвестно», «скитаются меж двор» и т. п. На формулировки московские подьячие были горазды. Но важнее всего оказалось описание самого города. Как еще можно представить то, что почти не сохранилось до сегодняшнего дня? Почти не сохранилось, если не считать нескольких каменных зданий.
Успенский, после разорения и переосвящения – Софийский собор – это сердце города. С ним все понятно. В 1612 г. в нем исправно служили, правда, внутренние своды еще не были расписаны фресками, это произошло позднее. Во время погрома захватчики осквернили внутреннее убранство, вынесли все драгоценные церковные предметы, от серебряных риз и привесок к иконам до служебной посуды. Храмовую чудотворную икону Успенья Божьей матери кто-то сумел вынести из подожженного собора и укрыть в известковой яме неподалеку. Об этом Петров прочитал одном из древних свитков. Кровля и барабаны главного храма во время пожара сильно выгорели. Впоследствии их починили, существенно изменив облик собора. Шлемовидные завершения куполов были заменены на луковичные и в таком виде дошли до сегодняшнего дня. Петров подумал, что это было сделано специально, ведь собор переосвятили и изменения внешнего вида сделали его значительно менее похожим на Кремлевский Успенский собор, прообраз которого и задумывал построить в Вологде царь Иван Грозный.
В писцовой книге были описаны городские улицы. От собора к реке Золотухе шла улица, которую называли «Большая». Она заканчивалась у проезжих Пятницких ворот. Интересно, что проезжие, т. е. стационарные ворота, куда можно было въехать на телегах и конным строем, указаны в писцовой книге только одни. Остальные, по-видимому, были соединены мостами, которые перекидывались через ров, большинство входов в город были и вообще пешеходными. Так легче для обороны и для таможенного учета товаров. Город то торговый!