Смотри. Думай. Снимай! Советы великих фотографов - стр. 8
– Тебе сейчас чуть больше двадцати лет. Ты выросла в эпоху цифровой фотографии, когда камера есть на каждом смартфоне и люди постоянно постят и делятся фотографиями в соцсетях. Ты, наверное, воспринимаешь фотографию совсем не так, как воспринимали ее люди старшего поколения.
– Мое поколение привыкло документировать все и вся. Сейчас гораздо сложнее сделать хороший снимок, который что-то значит и что-то передает. Мы живем на Западе и ведем привилегированное существование, практически у каждого из нас есть в кармане смартфон. В целом понимание фотографии и ее восприятие выросло в разы по сравнению с прошлыми поколениями. Мы каждый день видим тысячи фотографий, поэтому стало гораздо легче их игнорировать. Кругом навалом одного и того же дерьма: в Instagram висят сотни одних и тех же фотографий, снятых на одном и том же концерте… Мы зачастую начинаем игнорировать этот фотопоток, вырабатывается некий иммунитет. И в такой ситуации сложнее сделать снимок, который человека «зацепит».
– У тебя есть любимая цитата по поводу фотографии? А если есть, то почему именно эта?
– «… Камера – это глаз, способный смотреть одновременно вперед и назад. Если смотреть вперед, то камера действительно «делает снимок», если смотреть назад – снимок показывает туманную тень, что-то типа рентгеновского снимка мозга фотографа. Фотоснимок как бы сквозь глаз фотографа отображает то, что находится в его / ее душе. То есть перед камерой есть предмет съемки, который она фиксирует, а изнутри отражает желание фотографа запечатлеть тот или иной объект. То есть фото показывает и ПРЕДМЕТ, и ЖЕЛАНИЕ его запечатлеть.
Если, как получается, камера снимает в двух противоположных направлениях: вперед и назад, обе картинки – передняя и задняя – сливаются, что позволяет фотографу в момент съемки быть перед или впереди своего объекта съемки, а не быть от него отдельным. Глядя в объектив, наблюдающий выходит из своей скорлупы, своего тела, чтобы оказаться «на другой стороне» мира, что помогает ему лучше понимать, лучше запоминать, лучше видеть, лучше слышать, да и любить более глубоко и страстно…»
Вим Вендерс / Wim Wenders
Это отрывок из книги Вендерса «Однажды» / Once. В нем отражена признательность фотографа тем, кого он фотографирует. Фотография – это не приглашение зрителя стать свидетелем какого-то определенного момента (что, кстати, тоже важная вещь). Мне кажется, что люди зачастую видят только поверхность фотографии, воспринимают ее как средство эксплуатации нашей жизни и нашей любви. Вендерс говорит о том, что фотография помогает нам глубже и сильнее любить. Ведь это же прекрасно, не так ли?