Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма - стр. 31
Конечно, всё это не относится к людям глухим и страдающим расстройствами слуха, и вы должны понимать, что во всех этих методах есть свои исключения и они применимы только в оговорённых условиях в стандартной ситуации. В тексте Лонгченпы «Лама янгтик» говорится о том, что при нажатии на уши пальцами должен раздаваться гулкий звук стука в [большой ритуальный] барабан. Если же вместо этого слышится звук сильного ветра, то смерть наступит через семь или одиннадцать дней, а при отсутствии звуков – через пять дней. В аллегории тантры гора Сумеру означает голову, а её расщелины – уши.
«Всеисполняющее древо» означает шею, а «владыка смерти» – локон волос, поднимающийся с нижней части затылка, у соединения головы с шеей. Это место, точнее, впадина на затылке, именуется «дьявольскими вратами» (тиб. ду го), и, если из неё поднимется локон из нескольких волос, можно ожидать наступления смерти через семь дней.
Предотвращение смерти
Все эти методы распознавания знаков наступающей смерти объясняются не ради праздного интереса. Несмотря на более чем прагматичное отношение к смерти, буддийские учения нельзя обвинить в пассивности по отношению к ней. Традиция ньингма, как никакая другая, изобилует ритуалами предотвращения смерти, и, насколько мне известно, аналогичные практики, имеющиеся в других школах тибетского буддизма, были заимствованы из ньингмапинских учений. Однако не следует впадать в эйфорию, услышав об изобилии этих методов, некоторые из них описаны ниже, не занимайтесь самообманом, будьте реалистами – смерть неизбежна. Даже если её и возможно предотвратить на какое-то время, в конце концов вы от неё никуда не денетесь. Это очень важно понимать и помнить. Вот что сказал видьядхара Джигме Лингпа в своём труде «Йеше лама»: