Размер шрифта
-
+

Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма - стр. 30

означает «духовное очищение», в процессе которого из нашего ума аналогичным образом удаляются эмоции, омрачения и прочие «отходы» кармической переработки.

Если неизменное солнце зайдёт
За вершиной горы Сумеру,
То смерть наступит через три дня.

Этот метод является самым тайным из всех описанных выше, так как он связан с ключевыми пунктами светоносных каналов тонкого тела.

Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что светоносные каналы, по которым движется просветлённая энергия в теле, подходят к глазам, что позволяет воочию созерцать видения природы явлений. На пороге смерти эти светоносные каналы, равно как и вся энергетическая структура тела, приходят в упадок и разрушаются. В зависимости от проявляющихся знаков этой дегенерации можно судить о приближающейся смерти. Для этого достаточно надавить пальцем на глаз сбоку от зрачка, предварительно зажмурив оба глаза. Обычно при таком надавливании вы увидите в противоположной стороне круги света, но если эти круги не появляются, то можете ожидать свою смерть через три дня. В тайных учениях тогал эти круги света носят техническое название «лампа пустотного бинду» (тиб. тигле тонг дрон), тогда как в данной тантре они метафорически названы «неизменным солнцем». Гора Сумеру обозначает человеческое тело, а под её вершиной подразумевается голова. Слово «неизменное» относится к светоносному бинду и является одним из его технических эпитетов. Оно показывает на неизменность природы ясного света, который не претерпевает никаких трансформаций в любых условиях и не исчезает даже во время смерти, будучи нашей неделимой природой. Несмотря на то что перед смертью светоносные каналы дегенерируют, сам ясный свет нашей пробуждённой природы не изменяется и не разрушается – его можно созерцать в любой момент при условии активации ключевых пунктов согласно практике тогал.

Как только наступает смерть, а вместе с ней начинается бардо природы явлений, этот ясный свет проявляется в переживании любого индивида вне зависимости от условий. Именно поэтому его именуют «нерушимым бинду» (тиб. ми шиг тигле) и «неизменным бинду» (тиб. ми гьюр тигле).

Если звуки дакини
Исчезают в расщелинах горы Сумеру,
То [осталось] пять или тринадцать дней.

В этом методе также содержится тайный ключевой пункт. В секретном разделе упадеша учений Великого совершенства дзогчен говорится о существовании пяти врат, через которые просветлённая природа обнаруживает себя в человеческом теле. Из этих пяти врат двое врат наших глаз названы явными, так как через них можно воочию наблюдать светоносные видения природы явлений. Остальные трое врат не позволяют «видеть» просветлённую природу, но тем не менее являются её проводниками. Двое из них – это уши, а последними вратами является отверстие Брахмы на макушке головы, к которому подходит светоносный канал «самоосвобождающей пустоты» (тиб.

Страница 30