Размер шрифта
-
+

Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма - стр. 16

С точки зрения современной медицины можно сказать, что за восприятие во сне ответственны определённые участки головного мозга, но это не будет противоречить буддийским утверждениям о тонких аспектах органов чувств, так как Будда не говорил, что эти тонкие аспекты располагаются в глазах, ушах и прочих органах чувств. Более того, если мы попытаемся понять аналогичные принципы, на которых основано восприятие умершего человека в бардо, то, к сожалению, придётся признать непригодность утверждений о том, что восприятие во сне происходит благодаря функционированию определённых рецепторов в коре головного мозга, так как в момент смерти мозг умирает и полностью прекращает функционировать.

Принципы восприятия в бардо, которые ничем не отличаются от восприятия спящего человека, можно понять, только если мы возьмём на вооружение буддийскую теорию о тонких органах чувств и чувственных сознаниях. Именно эти сознания чувств ответственны за продолжение потока переживаний в уме усопшего человека. Эта же теория объясняет принципы функционирования восприятия иных существ шести миров сансары, таких, например, как духи, боги мира форм и мира без форм, а также адских существ, которые по определению не имеют физического тела, а соответственно и такого материального органа, как головной мозг.

Безусловно, когда мы спим, огромную роль в наших переживаниях играет память, и в буддизме этого никто не отрицает. Более того, буддийские учения объясняют процессы функционирования памяти на более глубоком уровне, описывая разные типы привычных кармических тенденций (тиб. баг чаг), которые руководят памятью и формируют как лейтмотив, так и канву наших сновидений.

Тонкие органы чувств и чувственные сознания, описанные выше, помогают лишь воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая содержится в «файлах» подсознания, именующихся в буддизме «кармическими отпечатками» или «привычными тенденциями». Существует два основных вида привычных тенденций – активизированные и законсервированные, каждый из которых подразделяется на дополнительные категории. Активизированные привычные тенденции оказывают непосредственное влияние на наше обычное состояние, наш характер, образ мышления и поведения, тогда как наши сновидения определяются как активизированными, так и законсервированными, или латентными, привычными, тенденциями. Латентные тенденции больше относятся к миру подсознания, так как сложены из множества неосознанных действий и привычек, приобретённых в прошлых жизнях. В зависимости от чистоты кармы и ума человека в его сновидениях будут преобладать активизированные или законсервированные привычные тенденции.

Страница 16