Размер шрифта
-
+

Словарь-справочник по социологии - стр. 29

как реального переговорного процесса. Своезавершающее выражение Г. с. находит в существовании представительных органов власти гражданского общества (парламента и т.п.), где представлены и соучаствуют все или большинство из участников гражданского процесса. В обществе, где достигнуто максимальное (по наибольшему числу вопросов и между большинством субъектов) Г. с., невозможны социально-политические конфликты и разрушительные тенденции.

Г. с. достигается различными формами: это “круглый стол”, “культурный торг”, “рынок власти”, “способ взаимных уступок”, договор и проч. В конечном итоге наличие Г. с. означает обретение качественно нового уровня интеграции общества. В истории общественной мысли общесоциологическую категорию консенсуса развивали Г. Лебон и Г. Тард (психологическое толкование), Э. Дюркгейм (социологический подход), М. Вебер (смысловая модель идеального типа консенсуса), Ю. Хабермас (теория коммуникативного действия в феноменологической социологии “жизненного мира”) и др.

ГРАЖДАНСКОЕ СОУЧАСТИЕ (УЧАСТИЕ). Понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества. Г. с. – центральная идея гражданства. При этом Г. с. должно быть сознательным, когда целью ставится реальное изменение . Дарендорф). Будучи не ангажированным государственно-политическими органами и добровольным проявлением на осознанном уровне гражданской инициативы по изменению, улучшению или перестройке условий общественной жизни, Г. с., как правило, осуществляется через преодоление внутреннего противодействия властей. Г. с. отличается от политического тем, что направлено и реализуется не на уровне и силами государства, а внутри и посредством гражданского общества; поэтому и цели его не касаются реформирования политической системы. Однако для последовательного проведения в жизнь гражданских интересов необходимо придание силам гражданского общества государственно-политического характера, что предполагает уже Г. с. не исключительно в гражданском, а политическом процессе. Само по себе Г. с. не предполагает завоевания и исполнения властных функций. В структуру Г. с. входит не только гражданская активность, но и гражданская культура, наличие ценностно-оценочных ориентаций, социальных интересов; для конкретного гражданина оно возможно как в непосредственных (активная деятельность в общественных движениях, давление на государственную власть), так и в опосредованных формах. Г. с. существует только в странах с развитым гражданским обществом, где оно выполняет функции социализации, самоуправления, воспитания и т.д.

Страница 29