Словарь-справочник по социологии - стр. 27
ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ. Совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами путем перераспределения доходов. Г. б. – своего рода теоретическая и практическая модель социального порядка, в котором осуществляется широкий комплекс программ социальной помощи непривилегированным слоям населения. Модель Г. б. реализуют в социальной политике не только социал-демократические руководители, но и консерваторы. Примером может служить концепция “великого общества”, провозглашенная американским президентом Л. Джонсоном; а также теория “сформировавшегося общества”, предложенная канцлером ФРГ Л. Эрхардом. В британ-ской социологии Г. б. определяется как “государство, которое берет на себя ответственность за социальное обеспечение и благосостояние своих граждан”; в “Кратком оксфордском словаре” – как “страна, которая стремится обеспечить благосостояние всем гражданам посредством социальных служб, управляемых правительством”.
Тридцатилетие после окончания Второй мировой войны – время расцвета Г. б. в западном обществе. Начиная с 1950-х гг. наблюдается взрыв затрат на разного рода социальные программы: народное образование, социальное обеспечение, здравоохранение, жилищное и коммунально-бытовое строительство и др. Доля расходов в валовом внутреннем продукте возросла в несколько раз и составила почти половину всех государственных бюджетных ассигнований. В число основных задач вошли пенсионное обеспечение, страхование по болезни и при несчастных случаях на производстве, пособия на детей и семью, обеспечение жильем и т.д. Г. б. рассматривалось в качестве органической части развития индустриального общества, как социальный амортизатор различных издержек в ходе его функционирования. На этапе создания индустриального общества Г. б. показало свои пределы, за которыми наступает потеря социальных позиций, все рельефнее проявляется парадокс: чем больше тратится на социальное обеспечение, тем хуже живут малоимущие слои населения. В западной социологии утверждается понимание Г. б. как интегративного механизма, с помощью которого можно нейтрализовать разрушительные элементы