Словарь-справочник по социологии - стр. 20
В учении о социальных образованиях (фикциях, которым сознание людей приписывает псевдообъективное существование) В. вычленял (в зависимости от их устойчивости, длительности существования, абстрактности и меры социальной дистанции): массу (“конкретные толпы, видимые и кратковременные”, “абстрактные толпы, невидимые и неопределенной длительности”); группу (с присущим личным участием индивидов) и абстрактные коллективы наподобие государства и церковных организаций. Ввел в научный оборот такие фундаментальные понятия, как “социальные отношения”, “социальная позиция”, “социальная ситуация”. Общественные изменения, согласно В., осуществляются в сфере нравственности. Так, история включала в себя эпоху табу, эпоху морали, эпоху нравственности (современную).
ВЛАСТЬ. Волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. В. есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в принудительности В. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется В. природы, общества, другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве В. всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при социальном неравенстве она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.
В., будучи волевым отношением, способна заставить человека поступать определенным образом, вопреки его воле. В. естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на В. в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включения в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное “наложение” воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность В. вовлекается в орбиту различных форм общественной В.
Видов общественной В. множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками В. могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность и проч. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.