Размер шрифта
-
+

Словарь-справочник по социологии - стр. 19

, считавший подлинно научным только такое знание, которое опирается на наблюдение, эксперимент и т.д.

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ. Социологическая концепция, имеющая целью создать у народов стран, освободившихся от колониального гнета, убеждение в преимуществах экономической и политической системы капитализма. Направлена на вовлечение этих стран в орбиту Запада во внешней политике, организацию общественно-политической и экономической жизни, утвердившейся в Северной Америке и Западной Европе. Она началась спонтанно как естественное продолжение эпохиколониализма и продолжается сегодня уже на иной основе – как влияние более развитых в материальном отношении стран на менее развитые. В. – часть более общего культурного процесса, модернизации, которая, в свою очередь, представляет собой часть процесса культурной экспансии. Яркий пример В. – вытеснение на кино- и телеэкранах Европы, а затем Латинской Америки и Азии отечественной продукции американскими фильмами. В широком смысле слова под В. надо понимать распространение, а в дальнейшем и вытеснение ценностей отечественной культуры ценностями и идеалами зарубежной, прежде всего западной. Угроза В. кроется в забвении молодым поколением ценностей национальной культуры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Социально-политическая система взаимообусловленных социальных и политических действий, при которой действия одного социального или политического субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других. Формами социально-политических В. являются политические и социальные группы, общности, институты, организации и т.д. В. могут быть подразделены на односторонние и двусторонние; солидарные и враждебные; кратковременные и долговременные; организованные (в семье, партии, государстве и др.) и неорганизованные (в толпе); неопосредованные и опосредованные и т.д.

ВИЗЕ ЛЕОПОЛЬД ФОН (1876–1969). Немецкий социолог, представитель формальной школы. Подобно М. Веберу, В. трактовал человеческое общество как сумму отношений людей, существующих посредством действия. Истинной сутью человеческих сообществ считал “антропологически надвременное” “социальное” или “межчеловеческое”, состоящее в “спутанной сети” межличностных отношений. Ввел в общественные дисциплины как концептуально значимое термин “социальная дистанция” – приближение или отдаление индивида по отношению к индивиду, группы – по отношению к группе, индивида – по отношению к группе и т.д. Это понятие, по В., позволяет выработать сущностное определение общественных процессов. Постулировал реальность в обществе социальных изменений, но не

Страница 19