Размер шрифта
-
+

Словарь символики сновидений - стр. 77

– и наконец, направление, для которого фигура гнома является выражением дисгармонии психики, порожденной невротическими механизмами.

Совершенно очевидно, что эти пять направлений могут смешиваться между собой в различных пропорциях, создавая богатый набор возможных комбинаций. Следует также напомнить, что слово гном происходит от греческого Γνώση, означающего знание!

Домовые и карлики в сновидениях представляют человеческое наследие многомиллионной давности, записанное в нейронных структурах, опыт, накопленный многими поколениями с самых далеких времен. Эти маленькие человечки – вымышленные персонажи, изображения – следы генеалогической истории и предыстории>♣. Гномы принадлежат земле. Они происходят из мира корней, находятся в их наиболее глубоких и древних ответвлениях. Этим объясняется их вневременная природа и их внешность старичков вне возраста. Таким образом, карлик, домовой, маленький человечек из сновидений в подавляющем большинстве случаев представляют неосознанное знание, переданное предками и принимающее форму этих веселых и шаловливых созданий, готовых прийти на помощь. Неся в себе опыт всех времен, они увлекают за собой сновидящего туда, где он недосягаем для незначительных превратностей повседневной жизни. И пусть сновидящий без колебаний присоединяется к их хороводу[130] или к беззаботному танцу домовых: он обретет в них путь к спокойствию[131] и безмятежности.

Доспехи

Если в сновидении появляются доспехи, терапевт, не боясь ошибиться, должен ориентировать свою интерпретацию помня о двух простых правилах. Анализ будет различен в зависимости от того, является ли пациент мужчиной или женщиной>♣. Следует также принять во внимание, видит ли пациент себя самого в доспехах, или же доспехи принадлежат некоему внешнему по отношению к пациенту существу и представляют некую угрозу.

Доспехи и сопутствующие им средневековые ассоциации должны обратить внимание терапевта на последствия, оставленные кризисом подросткового возраста. Предназначенная для защиты, эта металлическая[132] кожа изолирует живое существо, лишая его всякой гибкости, чувственного контакта с миром. Можно ли представить себе более забавную сцену, чем попытка чувственного контакта между двумя персонажами, одетыми в доспехи? Человек, одетый в доспехи, всегда выдает чувство бессилия, относящееся ко всякой его активности, будь то сексуальная жизнь или общение. Моделью для него является Железная маска>♣. Женщина, одетая в доспехи, выдает свой отказ от женственности, а точнее, свою неспособность установить удовлетворительные отношения с мужчиной. Она идентифицируется с Жанной Д’Арк, мечтая об обете остаться девственницей

Страница 77