Размер шрифта
-
+

Словарь символики сновидений - стр. 70

или лощины. Сцены, в которых пациенты заново переживают свое рождение>♣, часто завершаются выходом в лощину между двумя горами>♣ или холмами. Этот пейзаж обнаруживает важнейший аспект символики деревни, которая является изначальным местом, призывом вернуться к исходной точке, чтобы наполниться новой силой[119] и избавиться от психологических установок, выработанных на основе травмирующих переживаний.

Сновидения предлагают не много мест, более пригодных к восстановлению положительного отношения к семейной и социальной среде, чем деревня. Ассоциации, которые окружают символ, неоспоримо наделяют его связью с образом матери. Сновидения, предлагающие образы безмолвной, пустынной>♣ деревни с закрытыми ставнями, которая внезапно оживает, столь многочисленны, что есть все основания считать их относящимися к образам возрождения>♣. Мы думаем, что деревню надо скорее считать местом пробуждения или подготовки к общению.

В воображении этот символ приглашает вернуться к источнику>♣, к далекому времени>♣, когда Я стало отделять себя от других. Все перекосы и смещения, которые помимо накопления опыта (особенно травмирующего) сформировали особое психологическое отношение к другим, исчезают в момент попадания в деревню. Это одна из лучших встреч, происходящих во время терапии сном наяву, если проблематика пациента продиктована искаженным отношением к материнскому образу. Дорога, позволяющая в сновидении попасть в деревню, ведет от серого>♣ тумана>♣ к голубому>♣ небу>♣, от слепоты к ясности сознания, от защитного ухода в себя к созидательному общению.

Дерево

Необходимо быть очень осмотрительным относительно утверждений психологов, касающихся дерева жизни>♣ и дерева смерти>♣. «Мертвое дерево», валежник, в прошлом игравший важную роль, относится к деревьям>♣, ветвям, охапкам хвороста, но никогда к дереву обработанному. Дерево распиленное, резное дерево, дерево, используемое в онейроидном плане, никогда не бывает мертвым. Действительно, в сновидениях мы встречаем значительную корреляцию между крестом Христа и деревом. Но это дерево смерти представляет вторичный аспект в интерпретации символа и не должно изменять его основную интерпретацию. Для воображения дерево остается тем, чем оно является в традиционной символике. Это – не просто материал, это – Материал с большой буквы! Как в индийской мифологии, как в алхимии, в сновидении дерево – это первичная материя (materia prima), некая нерукотворная субстанция, из которой происходит все остальное. Обточенное дерево, превращенное в некий полезный или декоративный предмет, сохраняет свои динамические характеристики. Оно остается

Страница 70