Размер шрифта
-
+

Словарь символики сновидений - стр. 47

страха>♣, нетерпения, состязания, потребности узнать непредсказуемое будущее. Грядущее представляется менее таинственным, когда глаз>♣ предвосхищает его на циферблате часов. Прошедшее кажется подвластным тому, кто следит за ним по стрелкам ходиков. Ускользнувшее время выглядит управляемым.

По самой своей природе>♣ сон освобождает душу от этого интеллектуального времени, возвращая ему его свойство бесконечной тайны. Для воображения важно не то время, которое отсчитывается. Когда сновидение говорит о ритме>♣, о темпе, то всегда для того, чтобы подчеркнуть относительность всякого рода ориентиров, чтобы разоблачить иллюзорность эффективности чрезмерного стремления рационально объяснить мир. Время в сновидении выражает потребность сновидящего обрести труднодостижимую гармонию между внутренним временем, связанным с пониманием Тайны жизни, впечатлением абсолютного времени, пережитого в утробе матери, и временем внешним, отмечаемым, отсчитываемым, тревожащим, но необходимым для адаптации к этому внешнему миру. Время безмятежности, бесконечного терпения, спокойствия[87] – сопричастность вечности – и время действия, нетерпения, страха[88], сопровождающее чрезмерную включенность в мирскую жизнь.

Перед лицом времени в сновидении терапевт построит свою интерпретацию в зависимости от трех возможных ситуаций.

– В простом упоминании времени слышится указание на появление потребности гармонии.

– Ссылка на прошлое направит интерпретацию в направлении признания процесса восстановления вытесненных эмоций, забытых воспоминаний.

– Наконец, если воображение представляет сновидящего во всей полноте его жизненного времени, то можно с уверенностью утверждать, что происходит важное изменение отношения сновидящего к тайне жизни и к миру посредством переживания заново ощущений, оставленных его пребыванием в утробе матери. С помощью подобных видений сновидящий освобождается от своей чрезмерной потребности быть на виду, чтобы погрузиться в живые ощущения – источник уверенности в себе.

Всадники

К. Г. Юнг рассматривает всадника в современных произведениях как выражение страха>♣, паники, вызванной силами[89], власть над которыми современный человек потерял. Всадники в сновидении приобретают наиболее важный смысл во множественном числе. Это значение отличается и от рыцаря, и от лошади>♣. Образ всадников из сновидения содержит в себе жестокость[90]! Они – дети мягкой земли, пыли, поднятой ногами их лошадей, и в то же время они близки к звездам>♣, определяющим их судьбу. От толпы всадников к множеству звезд ведет непрерывающаяся дорога, подобная непрерывной линии жизни

Страница 47