Словарь русских чудес и суеверий - стр. 49
17 января, накануне Богоявления, гоняют черта из деревни чертополохом и святой водой.
На Симеона (14 сентября) черт меряет воробьев четвериками, под гребло, убивая всех, сколько войдут в меру, и отпуская их из-под гребла.
Бес в грозу боится горящей свечки со Страстного четверга, пасхальных и богоявленских свечей.
Черти подвержены многим людским слабостям и привычкам: любят ходить в гости друг к другу, не прочь попировать, напиваются допьяна, любят курить табак. Самозабвенно играют в карты и кости. Проигрывают все, что есть за душой, – а душа им полагается настоящая, такая же, как у людей.
Черти на перекрестках сходятся и играют в свайку, в бабки или бьются на кулачках; любят также собираться на колокольнях, а в жаркую пору дня залазят под густые, нависшие ветви больших елей, где темно и прохладно. В городах же собрание чертей происходит на чердаках, где они нередко поднимают ужасную возню, бегают, дерутся, возятся и вообще производят ужасный беспорядок и шум. Если же на чердак кто взойдет с огнем, они тотчас же превращаются в кошек и немедленно разбегаются прочь.
Чтобы разогнать чертей, следует только «наматюкать» их, то есть, как и домового, крепко по-русски обругать. От этого они тотчас убегут, так как ужасно не любят и боятся ругательств.
Черт ладану боится, поэтому хорошо его в грозу насыпать в печь или на раскаленную сковородку.
Когда что потерял, говорят: «Луканька хвостом прикрыл» или перевязывают «черту бородку»: завивают ножку стола платком, приговаривая: «Черт, черт, поиграй, да опять отдай!»
Ногами под лавкой качать – черта тешить.
К ночи не поминай чертей, анчуток – иначе эти беспятые будут тут как тут!
Черти – востроголовые, как птицы сычи, а также хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба.
Черти летели с неба сорок дней и сорок ночей, и кто где упал, тот там и остался хозяином: водяные в воде, домовые в доме и т. д.
Так как на землю было свержено нечистой силы очень много, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом. Этот круг возымел особое действие и силу: всякий, попавший в него и переступивший след нечистого, обязательно блуждает и без помощи особых средств из него не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения.
Смущать человеческий род соблазном или завлекать лукавством – прямая цель дьявольского пребывания на земле.
После смерти человека, поддавшегося искушению, мясо его черти пожирают, только кожу оставив родным, а душу берут в ад и определяют на место по заслугам.