Размер шрифта
-
+

Слова: сказанные и прочитанные - стр. 34


Глобализация культур – некое состояние взаимодействия культур, существующее в данный момент на земном шаре, вне зависимости от степени их представительности и презентативности.


Определённым приближением к гомонизации может служить языческое общество со сходными религиозными представлениями, с практикуемой терпимостью к другим богам. Символом такого рода взаимодействия языческих религий может служить Пантеон в Риме или памятник «неведомому богу» в Афинах.


Поглощение, очевидно, предполагает при своей реализации предпочтительность уничтожения зависимых культур. Выживает сильнейшая.

Примерами гармонизации различных религий и основанных на них артифактов могут служить культурные сообщества Востока:

1) Китай: конфуцианство + буддизм + даосизм; отчасти в кластер китайского доминирования включены Вьетнам, Корея, Индокитай;

2) Япония: синтоизм + буддизм; причём буддизм связывает Японию с Китаем (через Корею) – вспомним эпоху Хэйан, когда языком аристократии был китайский (Мурасаки, Сен-Сенагон, поэзия);

3) Индийский кластер: Индокитай, Индонезия – буддизм.

Наиболее распространённым типом взаимодействия и трансформации культур был конфликт, в первую очередь, военный. Из религий наиболее агрессивными являются монотеистические.

Эволюция отдельных культур претерпела в своём историческом развитии ряд этапов:

1) культурная общность первобытного стада, которое около 70 тыс. назад отправилось из Восточной Африки двумя потоками через Малую Азию и Аравию на освоение Европы и Азии; эта общность, «по необходимости», была глобальной;

2) следующий этап – этап дифференциации – возникновение локальных, слабо связанных между собой культур, в результате распада первобытного стада и формирования единой первобытной общности совокупности сравнительно изолированных групп с соответствующей языковой самобытностью каждой из них; «Единый» («глобальный») праязык распадается на языковые группы, семейства и т. д.; создаётся некоторое мультикультурное общее пространство, в среднем, гомогенное, сопровождаемое соответствующим религиозным оформлением;

3) на базе консолидации каждой из групп вокруг самодостаточной языческой религиозной основы выделяются центры притяжения;

4) этап региональной кластеризации культур: наиболее сильные групповые культуры распространяют своё доминирующее влияние на соседние группы, определяя, во многом, их культурные доминанты развития; при этом их самобытные культурные традиции не подавляются;

Распространение культурной экспансии идёт либо мирным путём через торговые отношения, но чаще военным путём. Характерно, когда сюзерен группы берёт на себя функцию распространения насаждаемой культуры внутри своей группы, в том числе и насильственным путём. Примерами могут служить политика Александра Македонского на Востоке, христианизация Киевской Руси Владимиром, культурный катаклизм в России Петра Первого. Для нынешнего времени более характерна деятельность групп влияния – части элиты общества получившей воспитание и образование в русле доминирующей культуры. Особенно переход этих групп на язык доминирующей культуры: в Средние века английский двор говорил на французском языке, что оказало существенное влияние на характер английской культуры. Россия до Петра испытала явное польское влияние, а после него последовательно пережила сначала голландское, затем немецкое и, наконец, французское влияние, что привело к формированию в русском обществе двух культур: верхней – дворянской, затем дворянско-разночинной, и крестьянской-низовой, затем, отчасти, городской, мещанской.

Страница 34