Размер шрифта
-
+

Слова мудрости для мудрых - стр. 6

118. Любовь к Богу возбуждает любовь к добру, духовное же ведение приходит позднее делания добродетелей.

119. Великая радость для диавола – отчаяние у человека.

120. Зрелища суть лавки диавола.

121. Буди сам себе соль, осоляя и иссушая гнилость и черви, что есть злые помыслы. Коснящий и долго борющий помысл открой духовному отцу. Вопрошать старца надо не о всех возникающих помыслах, но о пребывающих долго и борющих.

122. Скрывать помыслы есть радость демонам. Если примечается в помысле хотя малейшее смущение, не должно делать его по внушению.

123. Сон бывает от многоядения и от бессилия.

124. Уныние есть естественное, от бессилия, и уныние от бесов.

125. За смирение дается рассуждение. От рассуждения – прозрение. От прозрений мысленных и чувственных – прозорливость и пророчества.

126. Молись за всю вселенную.

127. В общежитии может быть непрестанная молитва, если будет смирение.

128. Непрестанно молиться должно; если дома и умом, и гласом, а на торжище единым умом; для избежания парения помыслов храни очи.

129. Прежде начинания всякого дела должно молиться о нем трижды.

130. Иное есть заповедь и иное совет. Совет есть научение, а заповедь – иго обязательное.

131. Не плач от слез, но слезы от плача бывают, от печали.

132. Кто сохранит три вещи: 1) самоукорение; 2) отсечение своей во ли; и 3) считать себя хуже всякой твари, тот может жить в пустыне и между людьми, спасаясь.

133. При похвале лучше молчать.

134. Болезни посылаются часто за грехи.

135. Больному позволено причащаться Святых Таин каждый день.

136. Три старца: Иоанн Римлянин, Илия в Коринфе и Варсонофий – приняли совершенство меры человеческой вязать, и решить, и держать весь мир молитвами своими.

137. Человек восстанет и с костьми, и с жилами, и с власами – в теле нетленном, бессмертном и славном. Бог иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21).

138. Псалтирь и Новый Завет обязаны были учить на память, и все иноки занимались богомыслием: идут ли, сидят ли за работой, плывут – во всех обстоятельствах ум занимается ка ким-ли бо местом Священного Писания. Производство сего мысленного занятия состояло в следующем: приводили на память место Писания, повторяли его мысленно, доискиваясь, что есть в нем и чему оно учит. Ум, молитвою, вниманием и жаждой истины вооруженный, разлагал обдумываемые слова и извлекал из них истины в умножение своих познаний и в руководстве для жизни. Переходить от одного места к другому не спешили, пока не исчерпают всего в нем содержащегося, подобясь пчеле, которая не слетает с цветка, пока не извлечет из него всего меда. Иное место могло занимать целые дни и недели.

Страница 6