Слова мудрости для мудрых - стр. 9
185. В душе действует ум, а в теле – природа. Ум обожает душу, а природа разлагает тело.
186. Человек может весь стать духовным. Созерцание исихастов есть не познание Бога (как в философии), а более того – озарение и единение с Богом.
187. Человек, ум пребывает в тебе и рождается от него понятие в другом уме мыслью посредством слова. А в Боге Слово так относится к Отцу, как слову к уму. Где Слово, там и Дух.
188. Христос – освободитель народов от общего проклятия и осуждения, ибо от Девы восприяв естество, не имеющего участия во грехе древнего семени, даровал рождение нам от Духа и свободу от прародительских грехов – новосотворил, обновил человека, даровал нам воскресение.
189. Спасение есть обóжение. Люди рождаются в мир, чтобы прославить и благодарить Бога и, возлюбив Христа, принять Духа Святого.
190. Если кто не верует в Божество Иисуса Христа, то невéрнее бесов, ибо и бесы веруют и трепещут. «Ум, – говорит святитель Григорий Палама, – отступив от Бога, становится или скотоподобен, или демоноподобен».
191. Церковь имеет задачей водворить в твари Царство Божие, то есть приобщить конечное и временное бесконечному и вечному.
192. Спаситель человека теперь уже не в рай земной вводит, из которого изгнан Адам, а на Небо небес.
193. Кто имеет одну и ту же волю с Богом, имеет ту же жизнь с Ним. Когда воля человека сливается с волей Бо жией, то в этом союзе воль проявляет ся сущность святости, то есть святость заключается в воле, ибо свидетельст вует о любви. В этом сущность обóжения, и это участие в жизни Бога не просто возможно, но и необходимо.
194. Монашеская жизнь – начаток будущего века. Наше богатство – Христос.
195. Брак – доброе дело, но девство лучше. Девство, взятое во всей его целости, есть такое приношение Богу, которое светлее золота, электра и слоновой кости.
196. Дева, сияй красотой души, которая находит для себя украшение в Боге.
197. Смотри не на закон властителя, а на закон Создателя.
198. Править человеком – самым хитрым и изменчивым животным – есть искусство из искусств и наука из наук.
199. Покой твой – избавление от страстей. Божество, по своему существу непричастное человеку, становится причастным по своим действиям или энергиям, и человек как бы входит в покой Божий, что ясно видно на Фаворе в Преображении.
200. Золото испытывается в горниле, а добродетельный – в скорбях.
201. Писание есть путь, а кто сходит с пути – блуждает.
202. Если знание не соединено с любовью, то оно порождает гордость, которая производит разделения. Любовь же соединяет и ведет к истинному знанию.