Скифы-арии или арии-скифы - стр. 19
От скифского (скифского круга) и, как представляется, алтайского и общеарийского бога Тархана проистекает большое множество не только теонимов (Трита и др) и топонимов (теотопонимов, Тирак и др), его присутствие можно разглядеть во множестве обозначений, сегодня не воспринимаемых сакральными. Так постоянное употребление словосочетания «верховное божество» может спровоцировать желание ознакомиться с тем, что в древнерусском языке гора – верх, а горний – верхний, небесный и божественный. Результатом этого ознакомления вполне может стать догадка – ВеРХ-БРаХма, которая поддерживается древнерусским же словом стреха, означающим, в том числе верх – ТаРХан-сТРеХа-ВеРХ-БРаХма, что более показательно (доходчивее) нежели ряд (связь) – Тархан-ПеРКун-БРаХма. Защитно-оградительные функции Тархана, через его имя, отражены в обозначениях соответствующих земных атрибутов, древнерусских осТРоГ-оГРаДа-ПаРКаН, также указывающих, если не на тождество, то на более чем соответствие Пер(к)уна Тархану. Далёкие (во времени) предки, на заре осмысления окружающего мира, по современным меркам, были детьми в любом возрасте, не по причине скудоумия, а вследствие недостаточного опыта предшественников. Чтобы не рисовал ребёнок, у него в каждом рисунке солнце – познание мира детьми сродни строительству мироздания предками, для которых всё сакральное начиналось с солнца (бога) и/или грома (бога) и их обозначение переносилось на связанные с ними, потому ставшие сакральными, и особо важные объекты и явления. Для примера, горит – футляр для стрел скифов – происхождение названия от солнца (харит) выглядит более чем вероятным, если вспомнить другое его обозначение – колчан (коло-солнце), из того же ряда слово-обозначение колт – древнерусское украшение округлой формы, с сакральными (чит. изначально солярными) изображениями: солнце – коло – хоро – круг – гирос (греч, обратно цирк) – гирд (тадж.) – ГиРД – КоЛТ.
Выше было выяснено, что в древнерусском (скифском) языке за словом кур-гора, со временем, дополнительно и вполне осмысленно закрепилось обозначение места людского обитания (курень-дом, г. Курск), по аналогии с тем, что гора (главная), не только возвышенность, но и место пребывания на ней богов (обитель-дом), тогда, при том, что кур-тар-гора:
Тархан – Курхан – курган.
То есть, курган – гора-жилище (кур-лока) бога Тархана и погребальное сооружение племён скифского круга, являвшегося отображением связующего элемента их мироздания, что вероятно было присуще всем первоариям. Изначально, до того как Тархан остался верховным богом только у скифов, курган был культовым сооружением для всех ариев и позже, после разделения арийских племён, поимел у отделившихся некоторые трансформации, как конструктивные, так и названия (см. субурган, ступа и пр.). Как видится, принадлежность кургана скифскому кругу совсем не совпадение (КРУГ-КУРГан), что осмысленно – курган в основании круг, который отображение-символ солнца, тогда будет кстати, показанное выше полагание за праиндоевропейским корнем тарк, (не первое) значение «скручивать» (тарк-крутить-круг, тарк – обратно, сакрально крут-ить – круг, т.е Тархан-круг-курган). Соответствие курган-субурган (су-Перкун) также поддерживает соотнесение курган-Тархан. Мало того, оно, дополнительно к показанному выше, позволяет полагать соответствия Перкун-Белуха-(су)бурган и Тархан-курган-Алатырь. «Алатырь, бел-горюч камень» или Алатырь – белый(ая) гора-камень (см.выше): карка – белый, каркар – камень (санс.); карк(а) – карк-Ар – кург-ан (солнце-Ар ~ ан-небо). А если воспользоваться эквилибристикой: каркАр – Ар-карк, карк-круг-окружность-тор, Ар-карк – Ар-тор – Ала-тырь (см. ниже). Было бы странным отсутствие связи горы-кура с солнцем-кругом: кур – тар – тор – обратно рота – колесо (лат., см. ротор) – коло – солнце или проще кур-гора – хор(с) – солнце – коло – кула (холм, гора, санс). Карка – белый, чистый, священный цвет и каркар – гора-камень являлись атрибутами и признаками бога-творца, обозначаемого словом картар, которое их объединяло и подобно им (КаРК-АР – РА-КаРК) и многим другим сакральным обозначениям, не могло не иметь двустороннего звучания – Ра-Тарк. То есть, бог-творец позже, у постариев мог именоваться по разному, но обозначение его, оставалось по имени первого, которое из звукоподражания (тарх).