Сказания хори-бурят. Девятый том - стр. 67
— Грядет беда! Если ничего не сделать, потеряем мы Зандан Джу!
— Почему вы, обычные люди, думаете, что можете изменить судьбу великой статуи? Что должно произойти, того не миновать. Давайте лучше помолимся, – велел настоятель.
На следующий день статую погрузили на военный грузовик и увезли прочь. Весь народ следовал за своей святыней. Многие плакали, падали ниц и совершали простирания на прощание. Старики просили молодых комиссаров оставить статую, но те были непреклонны.
Однако судьба Зандан Джу оказалась не так страшна, как представляли себе многие верующие. Ее не разбили, не распилили и не продали за границу. Статую увезли в столицу Бурятии, Улан-Удэ, и там поместили в музейное хранилище.
Один из сторожей музея рассказывал потом удивительную историю – оказывается, статуя все время поворачивалась в сторону Эгитуйского дацана. Сначала он думал, что кто-то из посетителей ее специально передвигает. Но каждый раз, когда он ставил статую на место, вскоре снова обнаруживал ее повернутой. Наконец, ему надоело переставлять статую, и делал он это только перед посещением музея ответственными лицами.
Так Зандан Джу пролежала в пыли до самой перестройки. Лишь с ее наступлением статую вернули на прежнее место в Эгитуйский дацан. Сейчас там специально построили новый храм для статуи. Местные ламы ухаживают за ней и говорят, что она по-прежнему чудодейственна.
ПОГОНЯ ДО ТРИДЦАТИ ТРЕТЬИХ НЕБЕС
Доброе имя обрести – пожизненный и упорный труд,
Потерять – всего одной оплошности результат.
Бурятская поговорка
В конце лета последователи тибетского буддизма проводят службу почитания Шестнадцати архатов — Нэйдан-хурал.
Верующие отмечают дни памяти Шестнадцати архатов41 в течение полутора месяцев, начиная с полнолуния шестого месяца после тибетского Нового Года.
Торжественные молебны совершаются в эти дни рано утром. Во время их проведения в храмах вывешиваются танки с изображениями архатов. Во время проповеди монахи рассказывают верующим о жизни архатов и совершенных ими благодеяниях.
Праздник Нэйдан-хурал призывает верующих помнить об опасности всякой привязанности к земной жизни, поскольку эта привязанность всегда ведет к новым и далеко не всегда благим перерождениям.
Во время одной такой службы в буддийской Монголии в начале прошлого века вышла перепалка между гебкуем – блюстителем порядка – и унзадом – главой монашеского хора. Последний утверждал, что пришло время активных действий, что надо меняться – отказаться от роскоши и подношений, начать пасти скот и кормить самих себя. В конце концов, унзад взлетел в воздух и ушел через верхний проем крыши храма в небо, благочинный последовал за ним. Все были в растерянности, но монахи все же закончили молитву. Только к вечеру прилетел весь растрепанный благочинный.