Размер шрифта
-
+

Сказание о жизни преподобных Варлаама и Иоасафа - стр. 30

Но я надеюсь, что ты внял призванию, возьмешь на себя крест и последуешь за призвавшим тебя Господом Богом, Который призывает тебя от смерти к жизни и от мрака в свет. Ибо незнание Господа есть истинный мрак и смерть души, и порабощение идолам наперекор природе есть верх всякой глупости. Кому мне уподобить их? Как выразить безумие таких людей? И в подтверждение их безумия я приведу тебе слова одного премудрого мужа. Он говорил, что идолопоклонники подобны птицелову, поймавшему соловья. Когда птицелов поднял руку, чтобы заколоть птицу, а затем съесть ее, соловей вдруг, обращаясь к нему, заговорил человеческим голосом: “Какая тебе, человече, польза от моего заклания? Ты мною даже не сможешь наполнить желудок. Но если ты выпустишь меня из сетей, то я дам тебе три заповеди, исполняя которые ты всю свою жизнь будешь благоденствовать”. Птицелов, пораженный его речью, сказал соловью, что если он услышит от него что-нибудь новое, то тотчас же освободит его из плена. Тогда соловей сказал: “Не предпринимай никогда ничего недостижимого, не раскаивайся в делах совершённых, никогда не верь невероятным словам. Исполняя эти три заповеди, ты будешь благоденствовать”. Птицелов, которому понравилась простота и истина этих слов, выпустил его из сетей.

Тогда соловей, желая испытать, усвоил ли птицелов сущность данных ему советов и сможет ли он поэтому извлечь из них пользу, говорит ему, летая по воздуху: “Увы, человече! Какое сокровище ты сегодня выпустил из рук! Внутри меня есть жемчуг, превосходящий по величине яйцо страуса”. Птицелов, услышав это, очень огорчился и раскаялся, что выпустил такого соловья из рук. Пытаясь поймать его, он сказал: “Пойдем со мною в дом мой, я радушно приму тебя и с почетом отпущу”. Тогда соловей сказал ему: “Я теперь узнал, что ты ужасно глуп, потому что, выслушав и охотно приняв сказанное мною, ты не смог извлечь из него пользу. Я сказал тебе, чтобы ты не раскаивался в том, что сделано, а ты вот крайне опечалился, что выпустил меня из рук, и, таким образом, раскаялся в совершенном. Потом я заповедовал тебе не браться за недостижимое, а ты вот стараешься опять поймать меня, хотя не можешь полететь за мною. Кроме того, я советовал тебе не верить невероятным словам, а ты поверил, что во мне находится драгоценный камень, который намного больше меня, и ты даже не постарался понять, что я меньше страусова яйца. Как бы я мог вместить в себя такой большой драгоценный камень?” Подобным образом безумствуют и верующие в идолов, ибо они сделали их своими руками и поклоняются тому, что сделали сами, говоря: “Это наши творцы”. Как они могут считать своими творцами то, что само есть творение их же рук? Эти люди оберегают своих идолов, чтобы те не были похищены ворами, а между тем называют их же своими спасителями. До какого безумия нужно дойти, чтобы не понимать, что те, которые не в состоянии помочь себе и охранять себя, тем паче не в состоянии охранять других.

Страница 30