Размер шрифта
-
+

Скандинавский эпос - стр. 111

Историческая основа героических сказаний «Старшей Эдды» очень скудна, а нередко и вообще не прощупывается (например, в сказании о Сигурде). Но в принципе она, по-видимому, всегда есть в героической поэзии. Это объясняется тем, что героическая поэзия возникает в эпоху, когда литература еще не освободилась от обязанности сообщать только то, что слывет былью в обществе. В героической поэзии художественная функция как бы еще не отделилась от функции исторической. Но, разумеется, продолжая слыть былью, героическая поэзия в то же время преобразует факты действительности – идеализирует и сгущает их, – и притом преобразует их очень радикально. Героические песни «Старшей Эдды», в противоположность ее мифологическим песням, повествуют о людях и даже об исторических персонажах. Тем не менее герои этих песен – более идеализированные образы, чем боги в мифологических песнях. В результате идеализации и сгущения фактов исторической действительности в героической поэзии от них не остается ничего, кроме некоторого элементарного трагического конфликта в жизни героя.

Время, когда возникала героическая поэзия, определяет ее содержание. Это была эпоха, когда развивались дружинные отношения и война становилась основным промыслом варварских племен. Поэтому основное действующее лицо в героической поэзии – всегда воин. Общественный строй, характерный для данной эпохи, – это так называемая военная демократия. Люди расценивались тогда в соответствии со своими действительными достоинствами, а не в отношении к их богатству, положению в обществе или чину (как в классовом обществе). В частности, вождь племени должен быть сильнее и храбрее окружающих, иначе он не был бы вождем. Поэтому герой поэзии такого общества – всегда идеальный герой. Он наделен силой и храбростью больше, чем все его окружающие, и он всегда вождь.

Но проявления силы и храбрости, многочисленные победы над врагами – всего лишь внешние атрибуты героической поэзии, они не обязательны в ней. Сущность героизма – в безграничной силе духа, в победе человека над самим собой, т. е. в совершении им чего-то трагического для него самого, часто такого, что ведет его к гибели. Поэтому героическая песнь по содержанию – не панегирик, а трагедия, повествование не о радости и славе, а о горе и гибели.

Герой одерживает победу над собой во имя того, что представлялось людям высшим долгом. Но с современной точки зрения такая победа обычно кажется варварской и бессмысленной жестокостью: у современного человека совершенно другие представления о долге. Для людей того общества высшим долгом было поддержание чести рода или своей героической чести. А поддержание героической чести заключалось прежде всего в убийстве ради мести. Убийство из мести было делом не зазорным, даже напротив, наиболее славным. Ради мести герой идет на все. Хамдир и Сёрли готовы умереть, чтобы отомстить за свою сестру Сванхильд. Брюнхильд добивается убийства Сигурда, которого она любит, чтобы отомстить за свою оскорбленную героическую честь – за то, что он заставил ее нарушить данный ею обет выйти замуж только за самого бесстрашного. Гудрун убивает своих сыновей и своего мужа, чтобы отомстить за своих кровных братьев Гуннара и Хёгни. Таким образом, потребность в мести за родичей или за кровную обиду была не личным чувством, которое следовало в себе подавить, но напротив – она была высшим долгом, ради которого надо подавить в себе все самые сильные личные чувства: и страх смерти, и любовь, и материнское чувство.

Страница 111