Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 60
[72].
В главе 2 мы отмечали, что упоминаемую во многих духовных традициях всепронизывающую силу (являющуюся одновременно нашей индивидуальной духовной сущностью) часто описывают как яркий свет – и в этом ключе очень интересно, что Миролюбивая Странница как раз упоминает «божественный свет», которым она может делиться.
Она рассказывала, что, общаясь с людьми, ощущает, как ее божественная природа соединяется с их божественной природой. И тогда Странница чувствует, что словно бы возвышает их, «направляя на них божественный свет».
«Я пытаюсь представить себе их погруженными в Божий свет и в конце концов действительно вижу, как они стоят, раскинув руки, омытые золотым сиянием. В этот момент я оставляю их в Божьих руках» [73].
Тут мы можем провести интересную параллель с каббалистической идеей тиккун олам – идеей исцеления мира. Миролюбивая Странница на деле несла свое просветление в мир – старалась поделиться им с окружающими.
Миролюбивая Странница ушла из жизни 1981 году, когда ей было 72 года. Она погибла в автомобильной катастрофе по дороге на митинг. Казалось бы, трагическое событие – но сама Миролюбивая Странница не сочла бы его таковым. Подобно Уитмену и Лоренсу, она воспринимала смерть как «изумительный переход к более свободной жизни» и «последнее великое приключение» [74].
Еще одна общая черта, объединяющая Миролюбивую Странницу с великими деятелями искусства, о которых мы говорили в предыдущей главе, состоит в том, что для нее сама по себе пробужденность была чем-то вторичным. Значение имело лишь то, что эта пробужденность позволяла ей делать. Ее жизнью управлял альтруизм и ощущение некоего жизненного предназначения, которое коренилось в сильнейшем чувстве сострадания к другим людям, а также всеобъемлющее чувство справедливости и нравственной бескомпромиссности. Эта женщина является прекрасным образцом «духовного активиста», опровергая ложные представления о том, что якобы духовное продвижение делает человека отрешенным от мира и пассивным.
Самое время рассказать о моем собственном опыте, ведь и самого себя я также считаю примером естественной пробужденности.
Но в этом вопросе следует быть осторожным. На основании общения с духовными учителями и гуру я пришел к вполне определенному выводу: «Если кто-то объявляет себя просветленным, то скорее всего это не так». По-настоящему просветленные люди обычно скромны. Они вполне могут согласиться, что являются «просветленными», если ты будешь настойчиво расспрашивать, – но вообще-то не склонны распространяться на эту тему. Хоть у них и может быть ощущение некой миссии, стремление делиться мудростью и способствовать развитию других людей, они часто не предпринимают особых усилий, чтобы привлечь к себе внимание или найти последователей.