Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 52
В некоторых стихах из этой книги Лоренс очень трогательно, с безмятежным приятием пишет о близящемся свидании со смертью. Поэт ничуть не напуган, ибо, как и Уитмен, он предощущает смерть как переход, а не окончание, как начало нового путешествия. В стихотворении «Радость смерти» он называет смерть «великим приключением», которое наполнено «странной радостью, послевкусием наслаждения» [54].
Намного менее знаменитый автор, который был естественным «пробужденцем» высокого уровня, – это живший в XIX веке писатель-натуралист Ричард Джеффрис, автор автобиографической книги «История моего сердца». Книга представляет собой изумительное описание того, как видится мир в пробужденном состоянии. Джеффрис рассказывает, как «в возрасте не более 18 лет, ко мне из всей видимой вселенной стали приходить глубокие эзотерические смыслы, и меня переполнили неописуемые устремления» [55]. У него было ощущение, что все вокруг «пылает» смыслом, и – подобно тому, как это было у Лоренса и Уитмена, – мир виделся ему удивительным и волшебным местом:
Английский поэт Уильям Вордсворт тоже, несомненно, был пробужден от природы. Необычайная чувствительность Вордсворта к красоте и «бытийности» мира природы сделала его архетипическим поэтом-романтиком – и одним из величайших поэтов конца XIX века. Большую часть жизни он провел в необычайно красивом уголке Англии, в Озерном Крае, и в своих стихах подробно и вдохновенно описывал дивные чарующие пейзажи этих мест. У Вордсворта есть много пассажей, где он рассказывает о своем осознании духовной силы, которая наполняет мир природы, и порой его описания очень близки к тому, что говорят Упанишады (которых Вордсворт почти наверняка не читал) о всепронизывающем присутствии Брахмана. Например, в одном из самых прекрасных и глубоких стихотворений «Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства» он пишет: