Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 63
Теперь подумаем, братья и сестры, почему же Господь называет Пресвятую Богородицу не «Матерью», а «Женой»? В таком имени заключен глубокий смысл. Спаситель не отрицает Своего родства с Пресвятой Богородицей, Он по-прежнему любит Мать, думает и заботится о Ней, но разъясняет, что отныне, когда Он вышел на служение народу, Она не должна смотреть на Сына глазами земной матери. Теперь в Нем действует и пребывает только воля Отца Небесного, только Бог может руководить Своим Божественным Сыном. И Пресвятая Богородица поняла это, смиренно приняв сердцем дальнейшую Свою участь – быть Матерью Такого Сына, Который Ей не принадлежит, повлиять на действия Которого Она теперь не в силах и не вправе. Но Ей и дальше дана возможность заступления за род человеческий перед Божественным Сыном, ведь Господь любит Свою Мать и исполняет просьбы Ее. Как и было в этом конкретном случае.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Пресвятая Богородица недаром привела с собой слуг и сказала им эти слова. Тем самым усиливается Ее просьба к Божественному Сыну, а само указание приобретает такое же несомненное значение, как и слова пророка Моисея: Господь Бог ваш воздвигнет вам… Пророка… слушайте Его во всем, что Он ни будет говорить вам. И будет, что всякая душа, которая не слушает Пророка того, истребится из народа (ср. Втор. 18, 15, 18–19). Служители выполнили повеление Господа и наполнили водой шесть каменных сосудов, каждый из которых вмешал примерно десять ведер. Воду из этих сосудов использовали не как питьевую, а, так сказать, для технических целей: для омовения рук и мытья посуды до и после еды – по обычаю очищения Иудейского. По-видимому, на многолюдной свадьбе, празднование которой продолжается несколько дней, их необходимо было неоднократно наполнять. Стояли такие сосуды не в доме, а во дворе. Именно эту воду Христос превратил в вино. Но от распорядителя пира – архитриклина – необходимо было скрыть, что в вино превращена вода из водоносов, из которых, по правилам иудеев, никак нельзя было пить. Этим объясняется то обстоятельство, что Христос послал посредников – служителей – отнести получившееся вино на пробу распорядителю пира. Пробовать публично вино, прежде чем предложить его гостям, по древней иудейской традиции входило в его обязанности.
Теперь возникает другой вопрос: зачем вообще наполняли сосуды водой, разве Господь не мог сотворить чуда из ничего? Конечно же, мог. Но, преобразив воду в вино на глазах у служителей, Он призвал конкретных свидетелей совершенного. По словам святителя Иоанна Златоуста, «чтобы сами черпавшие были свидетелями чуда и чтобы оно нисколько не казалось призраком». Чудесное вино было преподнесено распорядителю пира. Этот человек по роду своих обязанностей должен был следить за порядком на празднике и оставаться совершенно трезвым. Его оценка вина, как превосходного, была вполне объективна. Впрочем, мы не вправе утверждать, что и гости, находившиеся на празднике, были пьяны и не могли сами оценить качество поданного им вина. Брачный пир, несмотря на длительное время, проходил чинно и благородно, иначе на нем не присутствовали бы ни Божия Матерь, ни Господь наш Иисус Христос.