Размер шрифта
-
+

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 47

Уже вечерело, когда они достигли селения Еммаус, где апостолы собирались остаться на ночлег. Господь словно бы желал идти дальше, но ученики начали молить Его остаться, боясь лишиться сладости беседы с Таинственным Незнакомцем. И только за трапезой, когда Спаситель столь памятным жестом благословил хлеб, преломил и подал им, открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24, 31). Не случайно евангелист акцентирует на этом внимание. Обычное, на первый взгляд, действо преломления хлеба приобретает, таким образом, новый, мистический смысл. Оно напоминает о той великой Тайной вечере, на которой Господь даровал человечеству Самого Себя, даровал Церкви Своей евхаристическое общение.

Я с вами во все дни (Мф. 28, 20) – таково непреложное обетование Господа Иисуса Своим последователям Апостолы постоянно чувствовали незримое присутствие среди них Божественного Учителя и на братских трапезах перед тем местом, которое обычно Он занимал, возлагали хлеб – дабы Господь благословил вкушаемые ими дары земные. А после трапезы они благодарили Бога, поднимая над головой этот благословенный хлеб и радостно возглашая: «Христос воскресе!» Такой апостольский обычай, бережно сохраненный отцами Церкви, дошел до нас в освящении артоса.

Слово «артос» – греческое; в переводе на русский язык оно означает «хлеб». Традиция употребления артоса сложилась в Древней Церкви. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом Жизни. На артосе изображается Воскресение Христово, либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, – как знамение победы Христовой над смертью.

Воскресший Иисус Христос умножил и благословил для учеников Своих дары земные и на многознаменательной тивериадской вечере, где трижды обращался Он к апостолу Петру с вопросом: Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15–17), через исповедание любви выжигая из души этого ученика смертный грех отречения. Святая любовь ко Господу – вот то главное, чего ждет от нас Божественный Спаситель, без чего мертва вера и тщетны надежды.

В грозные дни Страстей Христовых все избранные апостолы дрогнули, устрашились и усомнились, но все они, кроме безлюбого Иуды, сумели сохранить в себе святыню любви к Божественному Учителю, за то и ниспослал Он им неколебимую крепость в подвигах благовествования, немеркнущую славу в Горнем Царствии. Утратив веру и надежду, брели Лука и Клеопа по пути в Еммаус – но горело в них сердце, когда Иисус говорил им по дороге (см. Лк. 24, 32), оттого и дано им было узнать Господа.

Страница 47