Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 49
Христос воскресе!
СЛОВО 16
О благословенном артосе, в субботу Светлой седмицы
…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Мф. 4, 4
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!
Всю Светлую седмицу вкушали мы с вами изобильный невещественный хлеб слова Божия и сладчайших пасхальных песнопений, согревающих и преображающих душу. Ныне же Святая Церковь собрала нас для того, чтобы оказать еще одну благословенную милость – преломить для нас хлеб вещественный. На всерадостнейшей пасхальной службе был освящен в память о Воскресении Спасителя артос, чтобы и все мы явились также участниками святого небесного благовествования. Слово «артос» – греческое и означает «хлеб». Но это не просто освященный хлеб, преподаваемый нам. На артосе запечатлены изображения Воскресения Христова или Животворящего Креста Господня.
Почему же с памятью о Воскресении Христовом соединилось понятие о хлебе? Прообразом нашей Пасхи служит пасха ветхозаветная, совершавшаяся в память об исходе Израильского народа из Египта. Празднуя ветхозаветную пасху, принято было вкушать семь дней особенный, освященный хлеб – опресноки. Ныне раздробляя и вкушая артос, мы помним об этом событии и о преемственности Ветхого и Нового Завета.
Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие разделять трапезу с Господом, и по Вознесении Его на небо часть хлеба оставляли для Своего Божественного Учителя, мысленно представляя Его как бы присутствующим среди них. Ученики твердо знали и истинно верили, что Спаситель не оставит верных чад Своих и милостиво благословит дары земные. Радостно поднимали они благословенный хлеб над головой и приветствовали друг друга ликующим приветствием: «Христос воскресе!» Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Вместе с тем, артос напоминает, что Иисус Христос Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом Жизни. Ведь в душе каждого православного христианина постоянно звучит – не может не звучать – торжествующее непреложное обетование Самого Господа: Я с вами во все дни (Мф. 28, 20).
Если обратиться к свидетельствам Священного Писания, мы с вами, братья и сестры, найдем немало событий, в которых Господь после преславного Своего Воскресения вкушает или благословляет трапезу. Вот Он идет в Еммаус с Лукой и Клеопой, не узнавшими Его на протяжении всего пути, но познавшими в преломлении хлеба. Потом, в Иерусалиме, среди учеников благословляет трапезу и Сам вкушает рыбу и мед, чтобы апостолы убедились, что видят перед собой не призрак, а действительно телесно воскресшего Господа. В Галилее, при Тивериадском озере, Сын Божий уготовляет целую трапезу для учеников, утомленных безрезультатной ловлей рыбы. И, вы помните, именно там, за трапезой апостол Петр был дружески вопрошаем Господом: