Размер шрифта
-
+

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 35

Глас Отца Небесного звучит для каждого православного христианина. Это то, о чем Спаситель говорил Никодиму: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Благодать Святого Духа пребывает с нами в молитве, в храме во время Богослужений, в чтении Священного Писания, в делах веры и благочестия. И, конечно же, та пасхальная радость, которой наполнены сейчас наши сердца, она тоже ниспослана по благодати Святого Духа.

Мы скорбим, когда хороним наших близких, мы хорошо знаем, что земная жизнь временна, что и нас тоже ждет впереди смерть. Но отныне со скорбью соединена ликующая радость от сознания того, что смерть не имеет отныне власти, что она попрана однажды и вовек смертью Христовой. Это явствует из самого факта Воскресения Господа. Только Победитель смерти мог войти во гроб, чтобы выйти из него навсегда!

Не для Себя одного воскрес Спаситель, а для всех сынов человеческих. Но почему же люди продолжают умирать и по Воскресении Христовом, как и до Воскресения? Ведь распятием, крестными страданиями и смертью Господь наш Иисус Христос «смертию смерть» попрал! Значит ли это, что теперь смерти вовсе не должно быть?

Возлюбленные о Господе братья и сестры, полное торжество бессмертия над телесной смертью наступит в конце истории мира, после Второго пришествия Господня. По учению святых отцов, все человечество несет на себе последствия Адамова греха, которым и является смертность, физическая и биологическая тленность. Как отмечает один из великих учителей Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, Бог сотворил человека по образу Своему – разумным и свободным: «Он создал его в неистление… возвел его до нетления. После же того, как через преступление заповеди мы помрачили и исказили черты образа Божия в нас, то мы, сделавшись злыми, лишились общения с Богом… оказались вне жизни, подпали тлению смерти».

Можно сказать, что люди умирают, поскольку через преступление смерть пришла в мир, который стал падшим и временным. Но остановиться только на этом заключении было бы неправильно, поскольку смерть не абсолютна. Христова смерть, по глубочайшему изречению Литургии святителя Василия Великого, – «животворящая». Смерть! где твое жало? – восклицает апостол Павел (1 Кор. 15, 55). Христос уничтожил смерть как духовную реальность, как отлучение человека от Бога, от вечной жизни. Для этого искупительного дара, этой жертвы за нас и произошло вочеловечение Христа, и Его распятие, и Его Воскресение. Для этого же, принимая Святое Крещение – новое рождение, мы умираем со Христом и воскресаем в Нем. В крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. И некогда, подобно нашему Спасителю, мы тоже восстанем из гробов. Умирая, не умираем навсегда, умираем для того, чтобы воскреснуть… Так как же не радоваться пасхальной радостью, как не торжествовать торжеством Воскресения Христова?!

Страница 35