Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 32
(1 Кор. 15, 47–49), – говорит святой апостол Павел.
Странствуя по земле, Спаситель чудесным образом выпрямлял сгорбленных, отверзал очи слепым, ставил на ноги параличных, воскрешал мертвых. Сокровенным смыслом этих деяний было то, что Сын Божий пришел вернуть людям духовную стойкость, духовное зрение, духовные силы, призвать их к вечной блаженной жизни.
Неимоверно дорогой ценой оплатил вочеловечившийся Господь спасение падших людей. Только Кровью Единого Безгрешного могла быть смыта порча первородного греха. Только Крест, на котором страдал и умирал Пречистый Спаситель, мог разрушить мрачную крепость ада, вновь отворить райские врата заблудшему человечеству.
Воскресший Христос стал Предводителем спасенных Им людей на светлой небесной дороге. В Нем и с Ним обретает человеческая природа изначальную чистоту, способность счастливого единения с Отчим Сиянием. Перед одетым в человеческое тело Сыном Божиим, вступающим в Горнее Царствие, склонялись Херувимы и Серафимы, приветствуя Его и освященных Им людей, новых насельников райских обителей.
Первым спутником Иисуса Христа на пресветлой горней тропе стал покаявшийся разбойник. Единым словом Милосердного Спасителя был рассеян черный туман этой преступной души, дарованы ей чистота и святость. Здесь видится знак того, что не собственными заслугами спасается человек, но лишь благодатью Христовой, благостью Господа Милосердного.
И в искупленном Кровью Спасителя мире человек остается несовершенным. Мир по-прежнему лежит во зле, и множество людей идет к вечной гибели. Но побежденный Иисусом Христом человекоубийца-диавол лишен власти над нашими душами, он может лишь соблазнять и совращать. Господь Искупитель даровал нам свободу выбора: стремиться по указанному Им пути к райскому блаженству или по своей воле поработить себя греху и аду. Упорствующий грешник есть духовный самоубийца, противящийся жертвенной любви Христовой, а таковому некого винить в своей погибели. Благодатная помощь ниспосылается нам в борьбе со злом на кремнистом земном пути – и только так, сражаясь с соблазнами, принося покаяние после падений, подвизаясь в вере, надежде и любви, сможем мы сберечь в себе хотя бы слабую искру, способную вспыхнуть от Божественного зова: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14).
Тоска по утраченному раю, мучительные поиски истины, усилия земной праведности – во времена ветхозаветные все это казалось тщетным и принесло плод лишь после Воскресения Христова. «Во Христе воскресло человечество», говорит святитель Амвросий Медиоланский. Вслед за воскресшим Спасителем из загробного мрака вышли древние праведники: