Размер шрифта
-
+

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 31

Христос воскресе!

СЛОВО 10

Об отверзении райских врат, в четверг Светлой седмицы

С Богом моим восхожу на стену.

Пс. 17, 30

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

Счастлив изгнанник, после долгих суровых скитаний возвращающийся на родину. Испытавшему голод и холод еще дороже тепло родного очага, познавшему враждебность чужбины еще милее отчий край. Перенесший тяжкие беды научается ценить радость избавления от них. Вот таким же бедным изгоем, внезапно обретшим возможность вернуть былое счастье, представляется род человеческий, для которого Спаситель отверз райские врата.

Утрата рая – нет горшего горя в памяти человечества. Воспоминание о блаженном Отечестве делает еще непереносимее этот извращенный мир с его злобой и жестокостью, ложью и грязью, страданиями и смертью. Кого винить в таком бедствии? Находясь в Царствии Света, первые люди сами впустили в себя мрак, променяли любовь Небесного Отца на ядовитую диавольскую приманку. Печатью этого преступления искажено все мироздание, помрачена изначально чистая человеческая природа – все мы сделались падки на смертоносную сладость греха и продолжаем срывать запретный, запрещенный Самим Богом плод.

Для больных глаз нестерпим солнечный свет – так же оскверненная душа бежит от Отчего Сияния. Не Вселюбящий Бог, а мрак собственного грехопадения изгнал прародителей из рая – они бежали не оборачиваясь, их помутившиеся чувства устрашал даже отблеск небесного света от пламенного меча обращающегося (Быт. 3, 24), поставленного рядом с Херувимом, Божиим слугой, вставшим у врат райских. Да, даже вид небесных вестников стал невыносим для омраченного грехом естества, позднейший пример тому – события у Гроба Господня, когда римские стражники, устрашившись явления молниевидного Ангела, стали, как мертвые (Мф. 28, 4). Как же люди, жалкие «дети греха», могли мечтать о возвращении в райские обители, где все заполнено Светозарной Славой Божией?

Чтобы Отчее Сияние могло не сжигать, а просветлять души людей, человечеству требовалось перерождение. В прародителе Адаме род людской был поражен наследственной заразой греха и смерти – нужен был Тот, Кто сумел бы преобразить естество падших, дать им возможность иного рождения в чистоте и святости, в духе и истине. Таким духовным прародителем обновленного человечества стал Превечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. Икакмы носили образ перстного, будем носить и образ небесного

Страница 31