Размер шрифта
-
+

Система триединого труда. Управление личным трудом на основе христианских ценностей - стр. 8

В этом смысле нашим побуждением к труду является стремление к освобождению, обретению свободы. Но свобода простирается и на то, какие конкретные цели выбирать и ставить перед собой в многослойности триединого труда. Это – свобода выбора. И дело каждого человека, так или иначе, самоопределиться к позитивным этико-трудовым целям.

В Нагорной проповеди сказано:

будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).

Совершенствование – это путь уподобления Богу, сближения и единения с Ним через раскрытие в себе истинной человеческой природы как образа и подобия Божия. Можно отметить три направления совершенствования:

– в аскетическом труде целью совершенствования становится святость (Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят – 1 Пет. 1:16), понимаемая как состояние отделенности для Бога от страстей и грехов, как состояние преодоленности зла в себе;

– в общественном труде значимо подражание Творцу, т. е. реализация подобия Божия в творческом плане через соработничество Богу. Здесь на первый план выходят искание благословенности созидательного труда (соответствия труда замыслу Бога о мире), реализация призвания и талантов, обретение искусности в трудовой деятельности;

– в благотворительном труде человек подражает Господу в Божественной любви, проходит путь познания блаженства этой любви (…трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать – Деян. 20:35).

Наконец, нельзя не сказать о побуждении к плодотворности. В Нагорной проповеди есть предостережение:

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7:18–19).

Побуждение к плодотворности означает установку на достижение полезного конечного результата. В аскетическом труде должны быть реальные сдвиги в освобождении от страстей и грехов, в общественном труде – значимый успех в профессиональной деятельности, в благотворительном труде – ощутимая по меркам наших возможностей помощь нуждающимся. Все это – плоды утверждения в добре, которые делают нашу жизнь более угодной Господу.

Духовно-нравственная мотивация трудовой деятельности может быть понята как осознание важнейших смыслов труда на основе заповедей и стремление сформировать соответствующую этим смыслам модель трудового поведения. Приведенные выше примеры показывают, что соответствующие заповеди Божии могут быть источником смыслов как для одной из сторон триединого труда, так и для всех трех.

Страница 8